О чем хотел сказать Сунгирь?
Эта археологическая находка была сделана
случайно под городом Владимиром, которому, по разным официальным данным,
приблизительно 1015 лет. В 1955 году при разработке карьера по добыче глины
для Владимирского керамического завода экскаваторщик А. Ф. Начаров заметил в
ковше кости очень крупного животного, залегавшие на глубине 3 метров. О
находке сообщили археологам...
Первые же раскопки ошеломили учёных.
Найденные в захоронениях останки людей, украшения и предметы быта
свидетельствовали о некой древнейшей культуре. Дальнейшие исследования
показали: наши предки пришли на берега реки Клязьмы ещё в эпоху древнего
каменного века, около 25 тысяч лет назад.
Кто-то может подумать: они бегали на
четвереньках или в невыделанных шкурах с дубинами. Нет. Учёные были поражены
другим фактом. Вокруг скелетов и на них самих было множество украшений, с их
помощью была восстановлена одежда древних людей. Она оказалась похожей на
комбинезон или вполне цивилизованное платье.
Находка такова, что легче отнести эти
останки к захоронению инопланетян, в противном случае надо пересматривать
всё наше историческое мировоззрение. Владимирский государственный
историко-краевед-ческий музей разместил в одном из своих залов экспозицию,
посвященную этим уникальным находкам.
Выпустили буклет, в котором говорится,
что стоянка Сунгирь - интереснейший археологический памятник России - хорошо
известна археологам всего мира. Здесь неоднократно проводились международные
научные симпозиумы. Сунгирь - одно из самых северных поселений
древнего человека в зоне Русской равнины и на территории Владимирской
области. По богатству предметов и сохранности столь древних останков ему нет
равных в мире. Благодаря совместным усилиям археологов, геологов,
палеонтологов и палеоботаников, мы можем представить себе, как жили люди в
то, безмерно далекое время. Здесь, у края ледника, начиналась тундра,
покрытая редкими островками ельников, сосновых, берёзовых и ольховых лесов.
Многообразен был животный мир. Как сказано в буклете: «Древние сунгирьцы
охотились на северного оленя, дикую лошадь, песца, росомаху, бизона, бурого
медведя, волка, зайца-беляка; били тетерева, дикую курицу, серебристую
чайку. И, конечно, добывали мамонта - огромное, вымершее ныне животное,
почти четырёхметрового роста и 6 тонн веса. Это был желанный трофей: мясо,
шкура, незаменимая при строительстве жилищ, и бивни - прочный и благородный
материал для изготовления оружия и украшений».
Очень интересен инвентарь из кости и
рога: выпрямители древков, мотыжки, острия, наконечники и бусы из бивня
мамонта, украшения из клыков песца. Редким произведением первобытного
искусства стала маленькая плоская фигурка большеголовой лошади. Знаменитая
сунгирьская лошадка украшена точечным орнаментом и красной охрой. Количество
точек на фигурке, кратное пяти, свидетельствует о существовании
пятеричной системы счёта у обитателей стоянки. А семиричное - о знаниях
людей, живших 25 тысяч лет назад. Но мировую славу стоянке Сунгирь принесли
уникальные погребения древних людей.
В 1964 году на мощном слое породы цвета
охры обнаружен череп женщины, а ниже - останки пожилого мужчины. На груди у
него была подвеска из гальки, на руках - 25 пластинчатых браслетов из бивня
мамонта, на черепе, вдоль рук и ног, на туловище рядами лежали почти 3,5
тысячи бусин. Их расположение на скелете позволило реконструировать расшитый
костюм древнего сунгирьца. Он напоминал меховую одежду современных
арктических народов. На дне неглубокой могилы обнаружены нож и скребло из
кремня. Столь же богатым оказалось погребение, открытое пять лет спустя.
В могиле захоронены останки взрослого
человека без черепа. Рядом с ним - бусы из бивня, перстень и пара рогов
северного оленя. Но дальше, на глубине 65 сантиметров под верхним
погребением, находились два детских скелета.
Мальчик 12-13 лет и девочка 7-9 лет
положены в могилу в вытянутом положении, тесно прижатые головами друг к
другу. В «загробный мир» детей сопровождало охотничье оружие из бивней
мамонта: 11 дротиков, 3 кинжала и 2 копья. Особенно интересны цельные копья
из расщеплённых и выпрямленных бивней длиной 2,5 и 1,5 метра. В захоронении
также найдены изготовленные из бивня мамонта «жезлы», очень выразительные
фигурки лошади и мамонта, прорезные диски, имевшие, видимо, церемониальное
значение и связанные с культом Солнца и Луны. Одежда детей тоже была расшита
тысячами бусинок, а на груди застегивалась костяными булавками. Сзади на ней
были нашиты нити бус, имитирующие хвосты животных
Эта находка свидетельствует о сложном
обряде захоронения и развитых религиозных верованиях древних людей каменного
века. Можно с уверенностью предположить, что они верили в загробную жизнь.
С 1956 года и по настоящее время, с
небольшими перерывами, на Сунгире проводятся комплексные археологические
исследования. Почти 20 лет этими работами руководил известный археолог,
доктор наук Отто Николаевич Бадер. Антропологу, академику М. М. Герасимову и
его ученикам, Г. В. Лебединской и Т. С. Сурниной, удалось реконструировать
внешний облик древних сунгирьцев.
Как известно, антропологи по черепам с
достаточной точностью могут восстанавливать лица людей. Появилась редкая
возможность посмотреть на лица древних людей. Я воспользовался этой
возможностью. Вполне осмысленное, мудрое лицо взрослого мужчины. Слегка
грустное - девочки и задумчивое - мальчика.
А вот предположения об охоте и особенно
на мамонта, похоже, несколько неточны.
Я привёл в уникальный зал Владимирского
музея дедушку Анастасии. Старец медленно прошёлся вдоль всех стендов, не
задержавшись ни у одного, потом встал посередине зала и поклонился четыре
раза, поворачиваясь при каждом поклоне на девяносто градусов. Когда я
рассказал ему о выводах учёных, он многое опроверг, сказав следующее:
- Эти люди, Владимир, никогда на
мамонтов не охотились. Мамонты были их домашними животными, очень хорошими
помощниками в хозяйстве, средством для перевозки грузов. Они делали больше
видов работ, чем теперешние слоны в Индии, которыми управляют погонщики.Стоя
на мамонте, эти люди могли собирать плоды с высоких деревьев и складывать их
в плетёные мешки и корзины, а потом транспортировать в нужное место. Мамонт
пропалывал родовые поляны от молодой поросли наступавшего на поляну леса
или, получив задание, раскачивал, а потом вырывал деревья, расширяя поляну.
При необходимости переселения с одного места на другое на мамонта люди
навьючивали домашний скарб, утварь и запасы продовольствия. Это очень доброе
и трудолюбивое домашнее животное. Даже маленький ребёнок мог пальчиками
взять мягкий кончик его хобота и вести за собой.Дети часто играли с
мамонтом, заставляя его набирать хоботом воду, а потом поливать их
водой.Мамонту доставляло удовольствие смотреть, как прыгают и радостно
визжат маленькие ребятишки. Огромное блаженство доставляло мамонту, когда
специальным инструментом, похожим на грабли, вычёсывали его шерсть. Человек
промывал её, высушивал, а потом использовал для собственных нужд, например
для устройства постели. Охотиться на мамонтов у этих людей не было
необходимости. Даже по той информации, которую ты прочитал в буклете, можно
это определить. В ней одно противоречит другому.
-Почему противоречит?
-Сам посуди. Перечисляется масса
всевозможной дичи, которую можно с лёгкостью поймать с помощью специальных
ловушек и в нужном количестве. Убив мамонта, весом в 6 тонн, человек не смог
бы съесть сразу всё его мясо.
- А если много людей?
-Много быть не могло. Не жили люди в
древности так скученно, как сейчас в городах или посёлках. У каждого рода
были свои угодья. У каждой семьи своя территория, свой дом. На площади в 3
километра могло проживать не более 100 человек. Съесть шеститонную тушу они
не могли за 2-3 дня, даже если бы кроме мяса ничего больше в пишу не
употребляли. Портящееся мясо начало бы разлагаться, привлекать к себе
огромное количество насекомых, могло вызвать эпидемию.
-Но, возможно, они приглашали к себе в
гости на пиршество людей с других территорий?
-Какой смысл идти несколько километров
всего лишь для того, чтобы поесть мяса, которого и дома вдоволь?
-Но если вы говорите, что разлагающаяся
туша мамонта могла представлять угрозу возникновения эпидемии, то такую же
угрозу мог представлять и домашний мамонт, когда умирал.
-Владимир, мамонт никогда в семье не
умирал.Когда старел он, приближенье смерти ощущал, от дома отходил недалеко,
трубил три раза, а потом шёл далеко на кладбище для мамонтов и умирал. Ты
должен это знать и сам, ведь и сейчас так делают дикие индийские слоны.
Перед смертью протрубив, они покидают своё стадо.
- Так значит, у нас весьма превратное
понимание о питании древних людей?
-Да, это так. Быть может оттого, чтобы
сегодняшнее варварство по отношению к животным оправдать. Чем дальше в глубь
истории, тем меньше людей, употребляющих мясо, можно встретить. Им в
достаточном количестве хватало растительной пищи. А из животной лишь то
употреблялось, что человеку отдавали сами животные, молоко и яйца, например.
Желудки людей первых пострадать могли от мяса. Ещё доказательством того, что
охота для первобытных людей не являлась основным источником добычи пищи,
является её анти рациональность в сравнении с другим способом получения
пищи.
-Каким другим?
- От приручённых, одомашненных животных.
Представь себе человека, в хозяйстве которого есть мамонтиха, корова, коза,
которых можно доить, получая ежедневно первосортный свежий продукт. Есть у
человека в хозяйстве и одомашненная птица: гусь, утка, курица, приносящие
ему яйца, не требующие за собой особого ухода. Есть возможность взять часть
мёда и пыльцы у пчёл, множество корнеплодов и съедобных трав тоже находятся
неподалёку. И вдруг человек будто сходит с ума. Он убивает всех домашних
животных, которые, помимо всего прочего, ещё и охраняли его сон, съедает их
и начинает охотиться на диких, подвергая себя опасности и уже не гарантируя
себе и своей семье регулярность питания свежими продуктами. Вместо
дружественного окружения и любви к нему домашних животных он получает
исключительно агрессивную среду, в которой выжить его семье, можно сказать,
почти невозможно.
-Но разве первые люди сразу начали
заниматься одомашниванием и дрессировкой животных? Может быть, такое
произошло в более поздний период?
-Так не было бы для человека никакого
позднего периода, если бы он сразу проявил себя как агрессор. Ты же знаком,
Владимир, с фактами, когда оказавшегося в лесу младенца могли выкармливать
даже хищные волки, а в том же лесу взрослого волчья стая могла разорвать.
Отчего такое разное отношение к человеку? Оттого, что в первом случае
человек-младенец не имеет агрессии, а во втором - агрессия и страх
присутствуют и создают окружающей среде дискомфорт. В первых людях не было
чувства страха и агрессии, в них преобладала любовь и неподдельный интерес к
окружающему их миру. Потому им вообще не приходилось тратить особых усилий
для одомашнивания и дрессировки животных и птиц, для них главным было
определить предназначение каждой твари, встречающейся на Земле. Они это и
делали. Что касается животных, то тебе уже известно: высшим благом для них
является чувство любви и внимание к ним человека. Впервые мясо
употребил неполноценный человек, тот, от кого ушла энергия Любви. Он будто
бы с ума сошёл иль заболел болезнью самой страшной. Болезнь та и к
сегодняшнему дню пришла.
-Но какая связь может быть между любовью и
началом употребления мяса человеком?
-Прямая. В любви живущий человек к
убийству не способен.
- Возможно. А вы можете определить, почему
умерли эти дети 25 тысяч лет назад? Почему они так необычно захоронены,
головка к головке?
-Могу, конечно, но рассказ длинным очень
будет. К тому же, не почему их смерть настигла тебесейчас определять
необходимо, а для чего? Я говорю, ты слушаешь, и в это время мысль не
работает твоя над собственными выводами, лишь констатирует мои.
-Перед собой поставил цель в прошлом найти
условия, в которых могла жить вечно любовь с людьми, и в день сегодняшний
вернуть их, это хорошо, путь правильный, и цель важнейшая из всех.
- Определить пытаешься, с каких веков с
людьми любовь жила, смотри, перед тобою дата, думай. Перед тобой лежат
скелета детских два. Их смерть в столь юном возрасте бессмысленна, когда не
смогут люди определить, какая важная сокрыта информация в захоронении их. Их
смерть смысл обретет, если возьмёшь ты информацию сейчас.
Я не обиделся на старца за выражение
о лености ума. Мне давно стало понятно: он, используя какие-то свои приёмы,
не раз пытается учить как-то иначе владеть собственной мыслью. Но я ведь не
проходил ту школу, что они, работая над своей мыслью с детства. Я учился в
обычной школе, которая, возможно, как раз и отключает мысль. Вот и стою
перед детскими скелетами, напрягаюсь мысленно и понять не могу, как можно,
глядя на них, хоть что-то о любви узнать, которая существовала 25 тысяч лет
назад. Да и была ли она вообще в те времена?
-Была, - сказал вдруг старец.
-Но почему вы так решили? Ведь на музейной
табличке о любви не сказано ни слова.
- Не сказано, так что ж с того? Смотри
внимательно. Судя по скелетам, это дети. Мальчик двенадцати с половиной лет,
и девочка, ей восемь. На их скелетах сотни костяных бусинок. По их
расположению ваши учёные и определили, какая на детях была одежда. Но только
ли об этом говорят костяные бусинки?
- А о чём они ещё могут говорить?
- О том, Владимир, что родители этих детей
очень сильно любили. Любили своих детей и друг друга. олько любящие родители
могли затрачивать много времени на изготовление столь трудоёмкого украшения
одежды для своих детей. Ещё это говорит о том, что у них было предостаточно
свободного времени для занятий искусствами и для конструирования, а потом
изготовления хорошей одежды. Среди предметов, находящихся в захоронении,
полностью отсутствуют орудия убийств.
- А дротики? Это разве не оружие?
- Нет конечно. И это даже не гарпун для
ловли рыбы, так как нет на конце зазубрины. Конец предмета, который назвали
дротиком, даже не очень остр. Тонким и лёгким дротиком трудно кого бы то ни
было убить или поранить.
- Тогда для чего служил этот предмет?
- Для дрессировки и управления животными.
Посмотри, как похож он на палку, с которой работают и сегодняшние
дрессировщики, на палку, с помощью которой управляются со слонами нынешние
погонщики слонов.
- Но почему им потребовалось изготавливать
это из кости? Могли бы тоже взять палку и не тратить времени на выпрямление
кости, на нанесение орнамента.
- Палка не может служить долго, а животные
привыкают к одному предмету, его форме, запаху, образующемуся от
прикосновения рук хозяина.
- Хорошо, всё, что вы говорите, достаточно
убедительно, но есть ещё предметы, похожие на наконечники стрел. А стрела
ведь предназначалась для убийства.
-У этих конкретных людей, не самого
раннего периода жизни людской на Земле, стрелы предназначались для
отпугивания нападавших на них животных хищников.
-Среди предметов есть похожие на мотыжки.
Это действительно орудие для посадки семян и выкапывания кореньев.
- Ну а украшения? Вот же лежат бусы из
клыков песца. Да и одежда, как предполагают учёные, была сделана из кожи,
значит, они всё же убивали животных.
- То, что их
одежда была из кожи, учёные правильно предполагают, но для этого совсем в
убийстве животных не было никакой необходимости. Существовали рептилии,
которые сбрасывали свою старую кожу. Бывало, что погибали рептилии по
какой-то причине, и тогда муравьи выедали внутренности, оставляя нетронутой
кожу, очень хорошо подходящую для изготовления одежды. При такой ситуации
глупо тратить время на убийство животного, разделку туши, обработку и сушку
кожи, её размягчение. Зачем? Если можно взять уже готовое и в идеальном
состоянии. В Божественной природе для человека предусмотрено всё
необходимое. А клыки песца для бус тоже намного проще взять от скелета,
хорошо обработанного и высушенного природой.
[Вернуться к списку...]