|
Боги древней Руси
Велес
В «Повести временных лет» летописец Нестор называет Велеса «скотьим богом», покровителем домашних
животных. Возможно, этот монах плохо знал дохристианскую мифологию Руси или
постарался приуменьшить значение сына Рода, брата Сварога.
Велес — один из величайших богов древнего мира. Его главным деянием стало то,
что Велес привел сотворенный Родом и Сварогом мир в движение. День стал сменять
ночь; за зимой неизбежно следовали весна, лето и осень; за выдохом — вдох, после
печали — радость. Это было не однообразное повторение одних и тех же циклов, а
обучение основам жизни. Люди учились преодолевать трудности и ценить счастье.
Коловращение происходит по высшему закону Прави вслед за движением Солнца по
небу — Посолонь. Направляющей силой является Великая Любовь, помогающая в
испытаниях.
Именно об этой силе написал итальянский поэт Данте в «Божественной комедии»:
«Любовь, что движет Солнце и светила». Символом этого движения от Тьмы к Свету,
от Нави через Явь к Прави, является знак солнцеворота, или на санскрите —
свастика. При этом очень важно знать, куда направлены изогнутые лучи
солнцеворота: если верхний луч смотрит влево, то движение будет идти «по часовой
стрелке» — Посолонь — слева направо, к Прави.
Если же верхний конец
свастики повернут вправо, то движение жизни пойдет вспять — Осолонь, «против часовой
стрелки», от мира богов — Прави, к черной Нави, обители Чернобога, Седуни и Дыя.
Такой символ является «гербом» сил Тьмы. Человек, следующий от Добра ко Злу,
будет все больше озлобляться, чернеть душой. Не зря же и в наши дни, мы трижды
плюем через левое плечо, за которым стоит злая сила, а о хорошем деле говорим,
что оно правое, то есть правильное. Этот закон правильности
движения дал миру Велес. Он записан в священной «Книге Велеса»(«Велесовой
Книге»). А напоминали о нем и толковали людям волхвы, служители великого (это
слово образовано от имени Велес) бога.
Таким образом, Велес был не только помощником в практической жизни, но и
изначальным, вечноживущим мудрецом, а также учителем Закона.
Обширные, богато украшенные храмы Велеса были во многих местах русской земли:
вблизи Новгорода, в других местах Русского Севера, в Ростове и Киеве. В
христианскую эпоху культ Велеса был заменен почитанием покровителя скота Святого
Власия. В Новгороде на месте былого храма проложена Волосовая улица. В Ростове
воздвигнут храм Святого Власия. На Украине на зимние Святки и Масленицу можно
встретить ряженых — людей в «волосатых», мехом наружу, тулупах и в рогатых
масках. Это все, что осталось от праздников Велеса.
Русские летописи по договорам Олега и
Святослава с греками: В лето 6415 (911): "Цесарь же Леон с Александрьмь мир
сьтвориста с Ольгьм, имьшеся по дань и роте заходивьше межю собою, целовавьше
сами крьст, а Ольга водивьше на роту и мужа его по Русьскому закону и кляшася
оружием своимь и Перуньмь, богьмь своимь и Волосьмь скотиемь богьмь и утвердиша
мир". В лето 6479 (971). "...да имеем клятву от бога, в нь же веруем и от Перуна
и от Волоса, скотия бога".
Вероятно, Велес и податель богатства (через скот, основное богатство кочевых
племен - "бог скотов" ("О идолах Владимировых"), а позднее и просто бог
достатка, который зарабатывается трудом на протяжении всей жизни. Есть все
основания полагать, что именно Велес следит за исполнением законов и договоров,
он отец и рассудитель истины, подобный Гермесу и Одину. Потому "Вторый (идол)
Волосъ, бог скотiй, бяше у них (язычников) во великой чести" ("Густинская
летопись" ).
Упоминание Велеса в договоре, рядом с Перуном - покровителем князя и дружины, не
случайно. Меркурия германцы также призывали в паре с воинственным Марсом. И не
случайна здесь сакральная пара - мудрый, старый, не совсем положительный в
христианском смысле этого слова "скотий бог" и сильный, молодой воин-властитель.
Несмотря на явные атрибуты черноты Велес, как Один, Меркурий и Гермес - бог наук
и мудрости. В "Слове о Полку Игореве" находим "Чи ли воспети было, вещий Бояне,
Велесовь внуче...". Встречается его имя и в позднем по записи обрядовом тексте
македонских болгар, так называемой "Веде славян" в изд. Верковича (IV, 5.5-13).
А в мифологии балтов черного бога именуют Виелоной, Велнсом или Велсом, что
собственно и означает "чёрт", "дьявол" - это постоянный противник Громовержца и
владелец мира мертвых, шут и трикстер. Довольно
заметна идентичность этого имени и сходства этого образа со славянским Велесом.
Бог-оборотень, хозяин магии и сокровенного, властитель перекрестков, навий бог,
как нами было показано в нашей предыдущей книге , где проводился функциональный
анализ образов Тота, Гермеса, Меркурия, Одина, Велеса. Одно из его имен Мокос -
муж Макоши, богини судьбы (нам известно по меньшей мере четыре поминания
Мокоша-Мокоса в мужском роде) - таким образом и сам Велес, выступающий в
сказках, как старик с путеводным клубком - бог Удачи. Заметим, что в
индоевропейской традиции боги имеющие сходные имена, обладали и сходными
функциями. Например, римские лары, русские мавки, русалки, римские Фавн и Фавна,
индийские Адитьи и т.д.
У словен приильменских, Волос-Велес, вероятно, выступал также под именем Ящера
или Волхова. Почитание приходилось на 19 декабря - Николу Водяного Волх, Волхов,
Волховец - также и сын Ящера, бог-оборотень, бог охоты и добычи подобный Велесу,
вероятно, владелец вод и, возможно, покровитель воинов, указания на него есть в
"Слове о Полку Игореве", былинах о Волхе Всеславиче и Садко, Первых Новгородских
летописях, как Вук-Огненный Змей описан у сербов. Первопредок - Серый вещий Волк
из русских сказок. Ипостась Велеса. Волосыни - жены Велеса, созвездие Плеяд
согласно И.И.Срезневскому (они же Власожелищи, Бабы) со ссылкой его на сочинение
Афанасия Никитина "Хождение за три моря": "Волосыни да кола въ зорю вошли, а
лось головою стоитъ на восток" . Волосожары - Млечный Путь - "Велес чесався и
волосья разбросал". По древнейшим представлениям (египтяне, германцы, славяне),
Вселенная появилась от небесной коровы. Млечный путь - ее молоко. Велес - сын
Коровы Вселенной. Лось - Созвездие Большой Медведицы - чертоги Велесовы.
Итак, Велес:
1. "Скотий бог" - хозяин Дикой Природы.
2. Водчий на всех Дорогах, господин Путей, покровитель всех путешественников
3. Хозяин Нави, властитель Непознанного, Черный бог
4. Посмертный судья и прижизненный испытатель.
5. Могучий волшебник и повелитель магии, оборотень.
6. Покровитель торговли, посредник в договорах и толкователь законов.
7. Податель богатств.
8. Покровитель знающих и ищущих, учитель искусствам, в том числе скальдическому
9. Бог удачи.
День Велеса - среда, камень - опал или обсидиан, металл - свинец или ртуть,
дерево - ель, сосна, орех или ясень (тис), именно из них следует делать обереги,
посохи, кумиров и прочие предметы, связанные с культом Велеса. Мифообраз
северного бога-волшебника, конечно, несколько иной, чем в Южной Традиции.
Местами устройства жертв Велесу и посвящений ему являются густые хвойные леса.
Зачастую непролазные с покляпыми деревьями и валежником, Велес волохат и любит
мхи да лишайники, а также грибы, возможно, ставили ему кумир или клали требы на
развилке и перекрестках трех лесных дорог. Три вечнозеленых дерева (часто сосны
- отсюда и "заблудиться в трех соснах") и муравейники - тоже знаки Велесовы.
Если на равнинной местности - то те же перекрестки, но с одиноким деревом или
камнем на них.
На капищах Велеса могли висеть не только грамоты с письменами, как в легенде, а
также скотьи черепа или рога. Вероятно, и сам кумир Велесу увенчивали рогами -
еще и отсюда его отождествление с Сатаной, или кривой палкой.
Велесу жертвовали медью, ибо он - бог благополучия и достатка, шерстью и мехом,
а также возливали пивом и квасом - теми напитками, которые он научил людей
готовить по одной из легенд. Изображения кумиров Велеса могут содержать
изображения того же рога (или быть рогатыми), а также мертвую человечью голову в
руке бога. Кумиры Велесу, согласно реконструкции Д.Громова, ставили не на
вершине холмов, а на склоне или в низине, ближе к водам.
На протяжении всех веков языческая традиция противостояния Черного и Белого бога
продолжается и проявляет себя на всех уровнях. Первый - Старый - умиротворяет
природу, второй - Молодой - ее возрождает, а с ней и восстает сам, полный сил.
Весной молодой сменяет старого, а Новый меняет Прежнего. Затем цикл повторяется,
и так будет вечно.
[Наверх ...]
|