|
Боги древней Руси
Даждьбог
Среди даров Сварога людям
были и его сыновья — четыре солнца - Ярило, Даждьбог, Световит и Хорос Второй из них - Даждьбог —
летнее солнце, дающее плоды.Потому оно так и называется Дажбог, дающий Бог. Оно освещает небо и
землю. Оно связано с днем в жизни человека. Это её зенит, её зрелость.
".
День Даждьбога - воскресенье, его металл - золото, его камень - яхонт.
Празднование, возможно, приходится на день Родиона-Ледолома. Крупнейший
культовый центр Сварожича располагался на землях лютичей-ретарей, неоднократно
уничтожался и отстраивался вновь - 953 г. разорялся Оттоном I,
в 1068 г. саксонским епископом Бурхардтом II и был
окончательно сожжен германцами в 1147-1150 гг. во время крестового похода против
язычников баварского герцога Генриха Льва. Бронзовые изображения богов лютичей и
ритуальные предметы из Ретринского храма были найдены в земле деревни Прильвиц в
конце 17 века. Фигурки покрыты славянскими руническими письменами. На землях
вятичей в честь бога-Сварожича также назвали городища. Имя Радегаст звучало бы
здесь как Радигош. Радогощ - на его роль претендуют два городища - это либо
Погар на реке Судость (притоке Десны), к западу от Трубчевска и к северу от
Новгорода Северского, либо собственно Радогошь на
реке Нерусса, к северу от
Севска и к западу от Крома. Священным животным Даждьбога - Радегаста считался
лев(как и у персидского бога Солнца - Митры), Сварожича изображали либо с
львиной головой, либо едущим на колеснице, запряженной львами.
Отметим, что корень "рад" обозначал у славян солнечный свет, отсюда и "радуга" -
солнечная дуга. Того же "солнечного" корня и слово "радость, радасть" - т.е
данное лучами (ср. лат. radiо) солнца.
Отсюда имена Радегаст, Радогош состоят из трех слов: Рад - солнечный, "да", до"
по аналогии с Дагбогом, Дажьдьбогом может обозначать дарение, подарок, а "гаст",
"гош" семантически близко со словом "гость". Иными словами эти имена, возможно,
обозначают: "гость дарующий солнце и солнечный свет", или посланник богов,
принесший силу света и солнца в дар. В этом случае восточнославянский Дажьбог и
западнославянский Радегаст суть разные имена одного и того же бога - Сварожича.
Головой кумира ставят на восход солнца или же на юго-восток, чтобы он мог следить
за его ходом. Даждьбога именовали Спасом, т.е. Спасителем, но не в смысле
спасения заблудших овец Израилевых, а в смысле воинской - защитника.
|