Руны и судьба  
Боги ведрусовДухи и существа

Понимание идеи, связанной с руной perthro, является принципиальным для понимания того контекста, в котором происходит руническая работа и осуществляется руническое гадание. Эта руна отображает сокровенную работу трех великих Норн: Урд, Верданди и Скульд. Это могущественные силы Мироздания, связанные с происхождением времени, движения (как причины и следствия) и всего сущего. Им соответствуют "три великанши,/могучие девы/из Ётунхейма", упомянутые в строфе 8 "Прорицания вёльвы" в Старшей Эдде.

Суть их таинства содержится в значении их имен. Слово Урд (др.-исл. Wyrd) - это причастие прошедшего времени от глагола verdha, "быть, становиться" (др.-англ. wyrd происходит, соответственно, от глагола weordhan). Урд, следовательно, означает: "то, что было и прошло", иными словами, - прошлое. Слово Верданди - это настоящее время того же глагола и означает оно: "то, что есть и становится", то есть, - настоящее. Наконец, Скульд происходит от другого глагола, skulu, который можно перевести как "будет" (англ. shall). Перевод же самого слова Скульд: "то, что будет". В древнеисландском языке оно имеет дополнительное значение долга и обязательства, но на архаическом уровне семантики оно означает именно то, что будет иметь место быть в будущем.

Важно также понять, что древнегерманская идея времени строилась на модели "прошлого, которое не прошло". Как вы знаете, даже в современном английском языке глаголы не имеют будущего времени (и для того, чтобы образовать его, необходим глагол will). Это общая черта всех языков германской группы - английского, немецкого, скандинавских и т.д. Однако действительное прошедшее время существует; так случилось из-за того, что для сознания германца прошлое реально, а будущее расплывчато и неясно, настоящее же - только происходит.

Если полностью осознать это, то легко понять истинную природу германской идеи "судьбы" (др.-исл. orlog). Судьба не является раз установленной и неизменной, она трансформируется под влиянием происходящего. Тем не менее, судьба очень могущественна, и те, кто избежал ее хватки однажды, не сумеют сделать это еще раз. Хорошо известный германский фатализм на самом деле - примитивное понимание этого процесса. Ваше Скульд (будущее) контролируется - и даже определяется - вашим Урд (прошлым), вашим Роком. Рок, по сути, - это прошедшее, поглощенное настоящим.

Теперь, если к этой огромной "сети" идей прибавить германскую идею "перевоплощения" (др.-исл. aptrburdhr, "перерождение"), то возникает, наконец, полная истинная картина. Судьба представляется (и является) неодолимой, поскольку ее корни скрываются в прошлом; они так глубоко проникли в нас самих, что стали невидимы. Все прошлые действия и взаимодействия на всех уровнях бытия проходят сквозь ваше личное время, чрезвычайно запутывая пряжу судьбы. На самом элементарном уровне власть Рока можно выразить во фразе: "Старой привычке трудно изменить". Однако посредством рунического гадания маг-витки может обнажить те корни происходящего, которые лежат на уровне Рока.

Два следующих термина пригодятся нам при дальнейшем анализе. Aptrburdhr, или перерождение, представляет собой процесс, при котором личные черты человека естественным путем наследуются по генетическим линиям, т.е. при котором внук является реинкарнацией умершего деда. Таким образом, внук наследует судьбу предка или всего клана и племени. Ребенок оказывается под воздействием своего наследия.

Orlog - это комплексная идея. Дословно этот термин означает "изначальный закон", и отмечает действия, которые "лежат" в прошлом. Но судьба включает в себя два момента. Это и действия, совершенные нами (в этом или в прошлых существованиях), и то, что совершили с нами другие люди или обстоятельства в то же время. В английском языке реликтом этих представлений является архаическое слово ordeal, "изначальная доля", т.е. то, что было предопределено в прошлом (В современном английском слово ordeal употребляется, в основном, в значении "(тяжкое) испытание", но в свое время использовалось также в значении "суд Божий", что действительно несколько приближается по смыслу к "судьбе", т.е. к тому, что суждено. Трактовка данного слова автором как "изначальная доля" связана, вероятно, с его известной склонностью к идеологии Гвидо фон Листа, в которой префикс ur- трактовался как сакральный в значении "изначальности", "предвечности". Т.е. автор, по всей видимости, разбивает слово ordeal на древнее ur- и совр. Англ. deal, "доля".). Существование этого слова позволяет нам - в той или иной степени - судить об историчности данной концепции.

Из того, что было сказано выше, становится ясно, что процесс рунического гадания направлен не только на получение информации - посредством бросания рун - о причинах и их следствиях в узком смысле. Норнический процесс выражает целый спектр возможностей, проистекающих из полного комплекса всех действий и ответных реакций на многих уровнях бытия. Руническое гадание - это попытка воспроизвести все хитросплетения судьбы, причем воспроизвести так, чтобы оно стало доступно осмыслению и анализу. Существует современная теория, которая практически соответствует данной германской модели, - это теория "одновременности", разработанная швейцарским психологом К.Г. Юнгом (C.G. Jung. Synchronicity. Princeton, 1973).

"Одновременность" - это явление, при котором происшествия внешней жизни человека определенным образом совпадают по времени с событиями его жизни психической. В такие моменты наши души и весь мир вокруг могут быть в какой-то мере изменены, если мы сознаем это.

Акт рунического гадания направлен не столько на предсказание будущих событий, сколько на анализ внутренних и внешних обстоятельств, при котором четко выявляется суть хитросплетений Рока. Исходя из этой сути, мы можем судить о том, что совершается в мире. Мы можем даже оказаться в состоянии видеть весь мир целиком: прошлое и настоящее, архетипическое и земное. Тот, кто может читать руны, способен расширить свое видение до состояния, в котором все определяющие факторы того или иного события становятся очевидны. Нити ткани судеб могут быть проявлены в осознаваемом, и тогда все, что, вероятно, предстанет перед внутренним взором мастера рун.

Если маг-витки рассматривает модель Иггдрасиля как четырехмерную сеть, а акт рунического гадания - как способ расширения осознания вовне, во все девять миров вдоль путей, их соединяющих, то данный акт окажется методом развития знаний их центра (из Мидгарда). Мидгард ("средний", человеческий мир) можно сравнить с поздним, последним плодом на ветвях Иггдрасиля, несущим в себе, тем не менее, семя новой весны. Руническое гадание может показать нам возможные пути этого нового развития.

Завершая эту главу, следует сказать несколько слов об опыте "столкновения с судьбой". В нашем разговорном языке слово "судьба" стало, к сожалению, синонимом чего-то дикого, туманного, неясного. Это печально. В древние же времена такой опыт столкновения с судьбой рассматривался как божественный по своей сути. Этот опыт заставлял людей испытывать священный ужас и чувство глубочайшей значимости происходящего. Такие моменты и переживания приносили ощущение "одновременности" большее, чем что бы то ни было еще. Все происходящее становилось кристально ясным, приводя человека в трепет. И эта книга направлена на то, чтобы избавить мир от власти бессмысленного потребления.

По книге Э. Торссона "Источник Судьбы"

[Вернуться к списку...]

Хостинг от uCoz