Народный крестьянский костюм.
Русский костюм сохранял свое своеобразие в крестьянской среде до начала ХХ
века. С этой точки зрения народный крестьянский костюм необычайно интересен
как национальный костюм, заключающий в себе традиционные формы, присущие
древнерусскому костюму, приемы декора, способ ношения и многие другие
самобытные черты.
Для традиционного русского костюма характерна прямокройная, со свободно
падающими линиями одежда. Модулем ее кроя является ширина полотнища
домотканой ткани. В этом специфика кроя традиционных видов русской одежды,
его архаичность. К типичным чертам можно отнести значительную длину одежды,
особенно большую длину рукавов женских рубах в некоторых районах. Общее
проявляется и в расположении декора, в способе ношения одежды, создающий
"многослойный" костюмный ансамбль, когда одновременно надеваются одна поверх
другой несколько одежд. Все эти особенности крестьянского костюма отражают
самобытный характер одежды, сохранившей черты костюма Древней Руси.
Для отделки праздничного народного костюма на всей территории европейской
России, в северной и, еще в большей степени, в ее центральных и южных
областях, более двух столетий служили любимыми материалами бисер и
стеклярус. На Севере издревле господствующее положение занимал жемчуг,
который нашивали и нанизывали на женские и девичьи головные уборы, серьги и
другие украшения. Бисер и стеклярус начинают проникать в народный костюм,
бытовавший как в сельской местности, так и среди городского населения, в
XVIII веке.
-----Комплекс женской одежды с сарафаном.
Представление о русском женском костюме обычно связано с сарафаном (род
платья без рукавов). Комплекс одежды с сарафаном распространился широко в
России на рубеже XVII - XVIII вв. Он включал рубаху, сарафан, пояс,
передник. Сарафан носили не только крестьянки, но и городские мещанки,
купчихи и другие группы населения. Наиболее часто встречающиеся типы
сарафана - "косоклинный распашной" и "прямой" (или "круглый"). Характерным
покроем первого типа сарафанов являются косые клинья, вставленные по бокам
двух прямых полотнищ ткани спереди и одного центрального полотнища на спине.
Спереди сарафрн застегивался на длинный ряд пуговиц, на плечах удерживался
широкими лямками. Покрой другого типа сарафана чрезвычайно прост. Он сшит из
прямых полотнищ, собранных на груди под обшивку, без застежки и удерживается
на плечах также лямками. "Косоклинник" и "прямой" сарафаны генетически
связываются с древнерусскими женскими одеждами "телогреей" и "накладной
шубкой".
Сарафаны из шелковых тканей с пышными букетами и гирляндами украшались
золотым галуном, металлическим кружевом, серебряные и позолоченные пуговицы
вдоль шва выполняли декоративную функцию. Такие сарафаны носили с белыми
рубахами ("рукавами") из линобатиста и кисеи, богато расшитыми тамбурным
швом белыми нитями, или с шелковыми рубахами из "сарафанных" тканей с
букетами. Праздничные сарафаны и рубахи высоко ценились, их тщательно
берегли, передавали по наследству из поколения в поколение.
----- Поневный комплекс женской одежды.
Более архаичным по происхождению типом костюма в России был комплекс одежды
с поневой (род юбки). В поневном комплексе русской одежды наиболее ярко
выражен многослойный характер русского костюма. Понева надевалась на рубаху,
затем надевался передник "запан", иногда с рукавами, далее "навершник" - тип
укороченной рубахи, и другие детали и украшения. Отделке поневы всегда
уделялось большое внимание. На нее нашивали узорную домотканую тесьму,
обнизанную бисером, им же расшивали подолы, пояса заканчивались бисерными
кистями.
----- Девичья праздничная одежда.
В ряде местностей девушки могли носить подпоясанные рубахи без сарафана. На
сельских праздниках - первый выгон скота весной и на сенокос - девушки могли
быть одетыми в длинные расшитые, особенно пышно по подолу, рубахи. Здесь они
как бы демонстрировали перед всеми свое трудолюбие, вкус, мастерство. В
мотивах вышивок наиболее часто встречаются изображения птиц, коня, дерева,
женской фигуры. Это глубоко традиционные образы русского народного
искусства, наполненные емким содержанием и символикой. Они связаны с
языческими представлениями славян об окружающем мире, природе, вселенной,
добре и зле. Птица несла человеку радость, свет, добро; конь воплощал образ
небесного светила - солнца; дерево сливалось с образом Древа жизни,
символизирующего вечно живую природу.
-------------------------------------------------------------
"Народный костюм XVIII - начала XX вв" Каталог экспозиции Государственного
Исторического музея.
"Одежда на Руси до Петра I" Очерк Федора Комиссаржевского
"История государства Российского" Н.М.Карамзин
"Бисер и стеклярус в России" Е.Моисеенко В.Фалеева