Мать Сыра Земля
Земля представлялась предкам живым
человекоподобным существом. Травы, цветы, кустарники, деревья казались ему
ее пышными волосами; каменные скалы признавал он за кости (заметно созвучие
слов «скала» и «скелет»); цепкие корни деревьев заменяли жилы, кровью земли
была сочившаяся из ее недр вода. И, как живая женщина, она рождала существ
земных, она стонала от боли в бурю, она гневалась, учиняя землетрясения, она
улыбалась под солнцем, даруя людям невиданные красоты, она засыпала студеною
зимой и пробуждалась по весне, она умирала, обожженная засухой и
возрождалась после дождей. И, точно к истинной матери, прибегал к ней
человек во всякую пору своей жизни. Помните в сказках? Припадет богатырь к
сырой земле - и преисполнится новых силушек. Ударит в землю копьем - и она
поглотит черную, ядовитую змееву кровь, воротив жизнь загубленным людям. Кто
не почитает земли-кормилицы, тому она, по словам пахаря, не даст хлеба - не
то что досыта, а и впроголодь; кто сыновьим поклоном не поклонится Матери
Сырой Земле, на гроб того она ляжет не пухом легким, а тяжелым камнем. Кто
не захватит с собою в дальний путь горсти родной земли - никогда не увидит
больше родины, верили наши предки.
Больные в старину выходили в чистое поле, били поклоны на все четыре
стороны, причитывая: «Прости, сторона, Мать Сыра Земля!» 3 «Чем заболел, тем
и лечись!» - говорит народная Русь, и советуют старые люди выносить тех, кто
ушибся-разбился, на то самое место и молить землю о прощении.
Земля и сама по
себе почитается в народе целебным средством: ею, смоченной в слюне, знахари
заживляют раны, останавливают кровь, а также прикладывают к больной голове.
«Как здорова земля, - говорится при этом, - так же и моя голова была бы
здорова!»
«Мать Сыра Земля! Уйми ты всякую гадину нечистую от приворота и лихого
дела!» - произносится кое-где еще и теперь при первом выгоне скотины на
весенний подножный корм.
«Пусть прикроет меня Мать Сыра Земля навеки, если я вру!» - говорит человек,
давая клятву, и такая клятва священна и нерушима. Те, кто братается не на
жизнь, а на смерть, смешивают кровь из разрезанных пальцев и дают друг другу
по горсти земли: значит, отныне родство их вечно!
А в стародавние годы находились такие ведуны-знахари, что умели гадать по
горсти земли, взятой из-под левой ноги желающего узнать свою судьбу. «Вынуть
след» у человека всегда считалось самым недобрым умыслом. Нашептать умеючи
над этим вынутым следом - значит, по старинному поверью, связать волю того,
чей след, по рукам и ногам. Суеверные люди боятся этого как огня!
«Матушка-кормилица, сыра земля родимая, - отчитываются от такой напасти, -
укрой меня от призора лютого, от всякого лиха нечаянного. Защити меня от
глаза недоброго, от языка злобного, от навета бесовского. Слово мое крепко,
как железо. Семью печатями оно к тебе, кормилица Мать Сыра Земля,
припечатано - на многие дни, на долгие годы, на всю жизнь вековечную!»
«Всю жизнь вековечную» Мать Сыра Земля растит-питает хлеб насущный на благо
народное; унимает «ветры полунощные со тучами», удерживает «морозы со
метелями», поглощает силу нечистую. Всегда она остается все той же матерью
для живущего на ней и ею народа, который своим внукам-правнукам заповедовал
любовь и почтение к земле родимой. Как траве-мураве не вырасти без горсти
земли, так и русскому народу не прожить на белом свете без земли-кормилицы.
Как без пахаря-хозяина и добрая земля - горькая сирота, так и он без земли -
что без живой души в своем богатырском теле!
Плодотворная сила солнечных лучей и дождевых ливней, ниспадающих с небесного
свода, возбуждает производительность земли, и она, согретая и увлажненная,
растит травы, цветы, деревья и дает пищу человеку и животным. Это
естественное и для всех наглядное явление послужило источником древнейшего
мифа о брачном союзе Неба и Земли, причем Небу придана воздействующая,
мужская роль, а Земле - воспринимающая, женская. Летнее Небо обнимает Землю
в своих горячих объятиях, как невесту или супругу, рассыпает на нее
сокровища своих лучей и вод, и Земля становится чреватою и несет плод: не
согретая весенним теплом, не напоенная дождями, она не в силах ничего
произвести. В зимнюю пору она каменеет от стужи и делается неплодною; с
приходом же весны Земля, по народному выражению, «принимается за свой род».
«Не Земля родит, а Небо», - выражается пахарь пословицею, обозначая тем, что
без влияния благоприятных условий, посылаемых небом, земля бессильна дать
урожай...
[Вернуться к списку...]