У Коляды был
брат-близнец Овсень (Авсень), который появился на свет чуть позже и
потому считался вторым, младшим.
Ему
же досталась роль на практике осуществлять те божественные знания,
которым учил людей Коляда.
В «Книге Коляды» записано:
Как два сокола летели — Овсень и Коляда!
Там лето — здесь зима!
Как они летели — все люди глядели.
Как они садились — все люди дивились.
Как они вспорхнули — все люди вздохнули...
Чествование двух братьев приходилось на один и тот же сезон — зиму.
Сначала праздновали Коляду, затем по деревням ходили «овсенщики»,
славившие Овсеня. «Лето» в песне символизирует вечное благоденствие
жизни на небесах. «Зима» — это трудности земной жизни. Еще не так давно
по белорусским селам под Новый год водили двух братьев. Один, одетый
богато и красиво, был Колядой, другой, во всем старом и рваном, —
Овсень. Входили в дом, прикрывали братьев занавеской, а хозяин дома
должен был выбрать одного из двух «коляд». Угадает первого — будет ему
во всем удача, счастье в жизни и богатый урожай. Ну а если выберет
второго, то тут уж все наоборот: сплошные заботы и труды, а урожай все
равно соберет скудный.
Но сильно огорчаться не стоило — это ж не на всю
жизнь, а только на год. На следующие колядки снова следует попытать
счастья, авось оно и улыбнется горемыке. Главное же в том, что следовало
запомнить: небесное — Коляда — выше земного — Овсеня, выбирать нужно
его.
Овсень — это мост в будущее, по которому брат Коляды первым
переправляется в наступающий новый год. Он первым идет в неизведанное
будущее, встречается там с нечистью, рассеивает ее и тем самым расчищает
путь людям, словно бы говоря: «Добро пожаловать в новую жизнь!» После
этого люди начинали выпекать особое печенье — в виде жаворонков, которым
следовало угощать не только близких и соседей, детей и странников, но и
стихии — огонь и воду, чтобы те были послушными в новом году и не
доставляли людям неприятностей.
Известный исследователь русских верований Александр
Афанасьев предполагал, что изначальное имя этого бога — Усень (поэтому
так много вариантов названия — Авсень, Баусень, Таусень). Это русская
форма имени бога утренней зари, которого латыши знают как Усиньша, а
литовцы — как Аушру. Другие народы считали зарю богиней и называли:
древние индусы — Ушас, греки — Эос, римляне — Авророй. Эту светозарную
богиню знали и наши предки, почитали ее как Зарю-Заряницу. Овсень же
начинал не день, а год, полный трудов и забот.
Коляда и его брат Овсень — реальные личности, жившие на земле 8,5 тысяч
лет назад. Многое об Овсене можно узнать, прочитав древнюю русскую
былину о царе Усиле Добром. Во всяком случае, этот человек, прежде чем
стать богом, совершил много героических подвигов и достоин того, чтобы
потомки о нем помнили.