Западные
славяне называли Световитом (Свентовит, Световид) нашего Сварога, деда
Богов. Русский исследователь фольклора Александр Афанасьев в книге
«Древо жизни» писал: «...основа же имени (свят — свет) указывает в
Световите божество, тождественное Сварогу: это только прозвания одного и
того же высочайшего существа».
Действительно, от имени этого славянского бога происходит само название
святости, всего святого, святых праведников (то есть людей, следующих по
пути Прави) и божественного света, проливающегося на землю. Кроме того,
любой праздник на многих славянских языках называется свято. Словом, до
наших дней Святовит, хотя его храм в Арконе на острове Руен уничтожен
датчанами 15 июня 1168 года, представляет самую суть духовной жизни
славяно-русов. Когда-то этот храм был одним из самых святых мест Европы,
чудом света, не меньшим, чем храм Зевса в Олимпии. И потому возбуждал у
соседей зависть и ненависть. В священный во всей Славии город Аркону
стекались люди из самых дальних краев. Для многочисленных паломников
было открыто множество странноприимных домов. Датский хронист Саксон
Грамматик (1140 — 1208) оставил для нас описание храма Световита: «...на
площади в центре города стоит мастерски изготовленный деревянный храм.
Его почитают не только за красоту, но и за величие бога, которому здесь
воздвигнут кумир».
Изваяние Световита представляло
собой могучую фигуру с четырьмя головами. Каждый лик, смотрящий в
определенную
сторону света, имел короткую бороду. В правой руке бог держал окованный
металлом культовый рог с медом. Левой упирался в бок. Одежда достигала
колен, а ступнями он стоял вровень с людьми — на земле. Это изображение
было прикрыто багряной завесой. На стенах храма, среди рогов оленей,
лосей и туров, висело украшенное самоцветами седло, уздечка и меч с
серебренной гравированной рукоятью.
Только служители бога, в белых одеяниях, могли входить в святилище, при
этом они задерживали дыхание, чтобы не осквернить им Световита. Они же
содержали белых коней бога, на которых тот выезжал по ночам, чтобы
сокрушить врагов славян. 300 всадников в красных одеждах сторожили
обитель бога.
Существовало несколько способов гадания служителями Световита о
грядущем. Одни из них — с помощью священного белого коня бога. Перед
входом в храм втыкали в землю три ряда скрещенных копий. Через них
проводили коня. Если он начинал движение с правой ноги, то будущее
обещало быть счастливым. Если с левой, то все могло сложиться плохо. И
до сих пор существует поверье, что встать утром с левой ноги — плохая
примета.