|
Боги древней Руси
Триглав
Иностранные
хронисты считали Триглава одним из многочисленного сонма славянских
богов, не понимая, что в этом главнейшем символе была выражена сама суть
нашей древней веры: бог един, но у него множество проявлений. Чаще
всего, это три главные сущности: Сварог, Перун и Святовит (Световит). В
«Бояновом гимне» повествуется:
... главу перед Триглавом склоните!
Так мы начинали,
великую славу Ему воспевали,
Сварога — Деда Богов восхваляли,
что ожидает нас.
Сварог — старший Бог Рода Божьего
и роду всему — вечно бьющий родник...
И Громовержцу — Богу Перуну,
Богу битв и борьбы...
И Световиту мы славу рекли.
Он есть и Права, и Яви Бог!
Песни поем мы Ему, ведь Свентовит — это Свет.
Триглава почитали все славяне, но некоторые народы поклонялись ему
особо. У города Штетина, рядом с целебным источником, на главном из трех
священных холмов, стоял на высоких столбах, обтянутых черным сукном,
великолепный храм Триглава. У подножия единственной статуи лежали груды
сокровищ — десятая часть от военных трофеев.
Статуя триединого бога была закрыта покрывалом, а на устах и глазах у
него были золотые повязки. Считалось, что Триглав неусыпно следит за
всеми царствами: Правью, Явью и Навью. Взгляд бога и его слово обладали
такой силой, что способны были с легкостью сломать тонкие преграды между
мирами.
И тогда миры, смешавшись, поменялись бы местами, а это означало
наступление конца света. Поэтому Триглаву прислуживало много жрецов,
которые следили, чтобы его статуя всегда была плотно закрыта тканью, а
волю бога они излагали сами. Для предсказаний использовали и черных
коней Триглава.
Рядом с храмом в Штетине были построены три длинных здания для
проведения народных собраний, заканчивавшихся веселыми пирами.
Изображения
Триглава могли существенно отличаться друг от друга по размерам. В
Гостькове, например, он был столь велик, что завоеватели не могли его
повалить даже с помощью нескольких пар волов. А в Юлине этот бог,
отлитый из золота, был настолько мал, что его спрятали от наступавших
рыцарей в дупле дерева.
Идея триединого божества была известна и арийским индусам, где его
называли Тримурти. Изваяние состояло из трех главных богов индуизма:
Брахмы, Вишну и Шивы (по-нашему — Бармы, Вышнего и Сивы). Таким образом,
в одном естестве соединились три важнейшие функции: творения (Брахма),
хранения (Вишну) и разрушения (Шива). Славяно-русская идея была
несколько иной: творение (Сварог), закон Прави (Перун) и божественный
Свет (Святовит). Разрушение могло применяться лишь в исключительных
случаях как кара за несоблюдение божественного закона жизни.
Ниже Триглава находились Белобог и Чернобог, которые пребывали в
постоянной борьбе друг с другом: дневной свет тускнел в надвигающихся
сумерках, а ночную тьму рассеивала утренняя заря; на смену грусти
спешила радость: вслед за жестокостью и завистью приходило время
бескорыстных и добрых дел. Первого бога изображали мудрым седобородым и
седовласым старцем, второго — уродливым скелетообразным «кощеем». Однако
Белобога и Чернобога почитали в равной мере. В Померании возвышается
гора, которая называется Белобогом. В Польше это такие места, как
Бялобоже и Бялобожница, в Чехии — Беложице, в украинской Галиции —
Белбожница. Вблизи Москвы, рядом с Радонежем, существовало святилище
Белобоги, а в Костроме православный Троице-Белобожский монастырь
сохранил в своем названии имя древнего бога света и тепла.
Особо почитали этого бога в Белоруссии, где его называли Белуном. Здесь
верили, что заблудившегося в лесу человека обязательно приведет домой
седобородый старец, похожий на волхва. В счастливую минуту белорусы
говорили: «Словно подружился с Белуном». Или: «Темно в лесу без Белуна».
Одни исследователи видят в Белобоге символ арийской веры, в Чернобоге —
Шиву-Разрушителя. Иные отмечают, что Белобог ходил в белом платье с
черными заплатами, а Чернобог — во всем черном, но с белыми заплатами на
одежде. Именно так выглядят восточные символы Инь и Ян — две силы,
которые, сменяя друг друга, движут миром в вечном круговороте
черно-белого бытия. Мир Яви — это поле вечной брани, место испытаний
людей. Лишь небеса Прави свободны от Тьмы, а Навь не ведает Света.
Братья Белобог и Чернобог всюду следуют за человеком и записывают в
книги судеб все его дела, добрые и злые. Позже их заменили
ангел-хранитель, стоящий за правым плечом, и черт — за левым.
|