Итак, всё, что мы называем теперь
«украшениями» и даже «безделушками», в древности имело религиозный,
магический смысл, да и сегодня утратило его не вполне. Украшение в древности
надевалось не только и не столько «для красоты» (хотя и для этого тоже),
сколько в качестве амулета, священного талисмана— по-русски «оберега», от
слова «беречь», «оберегать».
При этом легко заметить, что
древнеславянский женский наряд включал в себя (как, впрочем, и наряд
теперешних женщин) гораздо больше украшений, нежели мужской. Иногда
приходится слышать и даже читать, как это объясняется «врождённым» женским
легкомыслием и любовью к побрякушкам. Но если иметь в виду сказанное выше об
украшениях, становится ясно, что всё обстоит решительно наоборот.
Как бы ни привыкли мы рассуждать о
«первобытной грубости» отношений, серьёзные учёные утверждают: с древнейших,
поистине пещерных времён женщина была объектом едва ли не религиозного
позеленения со стороны своего вечного друга и спутника — мужчины. Во-первых,
женщина рожает детей. В главах «Хлеб» и «Рождение» рассказано, как
язычники-славяне уподобляли друг другу засеянное поле и беременное женское
тело. Уже одно это сразу выводит женщину на высокий, прямо-таки космический
уровень и заставляет нас вспомнить Богиню Земли, а также Великую Мать,
создавшую, согласно некоторым преданиям, всю Вселенную вместе с людьми и
Богами. Как это на первый взгляд ни удивительно, о роли отца в рождении
ребёнка человечество достаточно долго имело довольно смутное представление.
Например, скандинавы уже во вполне историческую эпоху считали, что дядя по
матери — родственник едва ли не ближе отца. Они полагали, что ребёнок
(мальчик), скорее всего, будет похож именно на него. Другие племена верили,
что сын вырастет похожим на отца только в том случае, если тот будет хорошо
заботиться и о нём, и о жене. Древние люди считали — женщина рожает детей не
потому, что у неё есть муж: это священный дух предка входит в её тело, чтобы
вновь воплотиться. О сходных верованиях древних славян недвусмысленно
говорят некоторые обычаи, кое-где сохранившиеся среди русского населения до
начала XX века (только причина их была уже позабыта).
Современные биологи пишут, что именно
женщина хранит «золотой фонд» генов своего племени, нации, расы; мужчина как
биологическое существо гораздо более подвержен всяческим изменениям. Похоже,
древние люди давно это подметили и изложили своё наблюдение языком мифа —
мифа о душе предка...
Во-вторых — и это тоже на первый взгляд
удивительно, — именно женщина, о «легкомыслии» которой мы так привычно порой
рассуждаем, оказывается носительницей древней мудрости племени, его мифов и
легенд. Именно женщина, а не мужчина, каким бы серьёзным и важным он ни
казался. Не будем вдаваться в объяснения учёных-биологов — ими написано
много интересного об особенностях мужской и женской психики, происходящей
из-за разницы в строении мозга. Нам достаточно вспомнить выражение,
устоявшееся в русском языке: «бабушкины сказки». «Дедушкины» — звучит как-то
искусственно. Между тем, как уже говорилось, сказки — не что иное, как
древний миф, переставший быть священным. Уместно также припомнить, что
основная часть русских былин записана всё-таки от «сказительниц», а не от
«сказителей». А песни, а народный женский костюм, сохранивший значительно
больше древних черт, нежели мужской?..
Одним словом, в глазах наших предков
женщина не только не являлась «сосудом» злых сил — наоборот, она была
существом куда более священным, чем мужчина. А значит, её, как и всё
священное, требовалось особенно бережно охранять. Отсюда — при мало-мальском
достатке — и золотая парча девичьих налобных повязок, и многоцветные бусы, и
перстни, и всё остальное, что мы, по своему невежеству, зовём порой
«безделушками». Тысячу лет назад мужчины не просто желали принарядить своих
дочерей, сестёр и подруг. Они вполне сознательно стремились сохранить и
сберечь самое ценное, чем обладал народ, стремились оградить от всякого
посягательства духовную и физическую красоту будущих поколений...
[Вернуться к
списку...]