ПРОСЛАВЛЕНИЕ ВЕЛИКОГО ТРИГЛАВА.
во-первых- главу пред Триглавом склоните!"
великую славу ему воспевали,
Сварога- Деда богов восхваляли,
Сварог- старший бог Рода божьего
и Роду всему- вечно бьющий родник,
что летом протек от кроны,
Живились и мы, срок пока не истек,
пока не отправились сами к нему
ко райским блаженным лугам!
И Громовержцу- богу Перуну,
"Ты, оживляющий явленное,
не прекращай колеса вращать!
Ты, кто вел нас стезею правой
к битве и тризне великой!"
те, которые шли, вечно живите вы
И Свентовиту мы славу рекли,
он ведь восстал богом Прави и Яви!
ведь Свентовит- это Свет.
Видели мы чрез Него Белый Свет.
Вы посмотрите- Явь существует!
Нас Он от Нави уберегает-
к нашему Богу взывали мы,
ибо тот Бог- Землю нашу носил,
Славу творите во всем Свентовиту:
Скорбите же сердцем нашим-
"Все сотворенное не может войти в расторгнутый ум!"
Чувствуйте это, ибо лишь это умеете,
ибо тайна та велика есть:
-есть в то же время и Свентовит.
Эти двое охватывают небо,
сражаются тут Чернобог с Белобогом
чтоб не был повержен тот бог Свентовит.
За теми двумя- Велес, Хорс и Стрибог.
Затем- Вышень, Леля, Летеница.
Затем Радогощ, Крышень и Коляда,
за ними- Удрзец, Сивый Яр и Дажьбог.
А вот Белояр, Ладо, также Купала,
и Сенич, и Житнич, и Венич,
и Зернич, Овсенич, и Просич,
и Студич, и Ледич, и Лютич.
За ними вслед Птичич, Зверинич, и Милич,
и Пчелич , Ирестич, и Кленич,
Озернич, и Ветрич, Соломич,
и Грибич, и Лович, Бесидич,
и Снежич, и Странич, и Свендич,
и Радич, Свиетич, Корович,
и Красич, и Травич, и Стеблич.
Родич, Масленич, и Живич,
и Ведич, и Листвич, и Цветич,
и Водич, и Звездич, и Громич,
и Семич, и Липич, и Рыбич,
Березич, Зеленич, и Горич,
и Страдич, и Спасич, Листвеврич,
и Мыслич, и Гостич, и Ратич,
и Стринич, и Чурич- Родич,
он чистый и яростный, быстро рожденный.
То суть- Триглавы всеобщие.
и тут же служитель ворота откроет,
та, что разделяет небесную Сваргу и Явь.
И Числобог наши дни здесь считает.
Он говорит свои числа богам,
быть дню Сварожьему, быть ли ночи.
лишь бог Дид-Дуб-Сноп наш.
Славься Перун- бог Огнекудрый!
Он посылает стрелы в врагов,
Он же воинам- честь и суд,
праведен Он- златорун, милосерд!
по Сварожьим лугам отойдешь,
и слово Перуницы там обретешь:
"То никто иной- русский воин,
вовсе он не варяг, не грек,
он славянского славного рода,
И Сварог небесный промолвит:
Там увидишь ты деда и бабу.
О как будет им радостно, весело
До сего дня лили слезы они,
а теперь они могут возрадоваться
Той красе ты еще не внимал,
но и греки Ясуни не знали .
Вы же все не такие, как греки,
здесь цветы увидели чудные,
Вы должны тут свивать снопы,
на полях сих трудиться в жатву,
в закрома Сварога небесного.
На земле вы были во прахе,
и в болезнях все, и в страданиях,
ныне ж будут мирные дни".
Мы стояли на месте своем,
и с врагами бились сурово,
и когда мы пали со славою,
И вот Матерь Сва бьет крылами
по бокам своим с двух сторон,
как в огне вся сияя светом.
красные, синие, рыже-бурые,
И так же сияет, как Солнце- царь,
и так же сияет седьмой красой,
И Перун, увидев Ее, возгремит
громами в том небе ясном.
жизнь старую нашу от новой,
дрова в домах огнищанских.
Прилет птицы, поющей о битвах и медоусобицах.
Вот прилетела к нам птица, и села на древо, и стала петь, и вся-
кое перо ее иное, и сияет цветами разными. И стало в ночи, как днем, и
поет она песни о битвах и междоусобицах.
Вспомним о том, как сражались с врагами отцы наши, которые ныне с
неба синего смотрят на нас и хорошо улыбаются нам. И так мы не одни, а
с отцами нашими. И мыслили мы о помощи Перуновой, и увидели, как ска-
чет по небу всадник на белом коне. И поднимает Он меч до небес, и рас-
секает облака, и гром гремит, и течет вода живая на нас. И мы пьем ее,
ибо все то, что от Сварога,- то к нам жизнью течет. И это мы будем
пить, ибо это - источник жизни божьей на земле.
И тут корова Земун пошла в поля синие и начала есть траву ту и
давать молоко. И потекло то молоко по хлябям небесным, и звездами зас-
ветилось над нами в ночи. И мы видим, как то молоко сияет нам, и это
путь правый, и по иному пути мы идти не должны.
И было так- потомок, чувствуя славу свою, держал в сердце своем
Русь, которая есть и пребудет землей нашей. И мы ее обороняли от вра-
гов, и умирали за нее, как день умирает без Солнца и как Солнце гас-
нет. И тогда становилось темно, и приходил вечер, и вечер умирал, и
наступала ночь. А в ночи Велес шел в Сварге по молоку небесному, и шел
в чертоги свои, и к заре приводил нас до врат (Ирия). И там мы ожида-
ли, чтобы начинать петь песни и славить Велеса от века до века, и храм
Его, который блестит огнями многими, и стояли мы (пред Богом), как
Велес учил праотцов наших землю пахать, и злаки сеять, и жать со-
лому на полях страдных, и ставить сноп в жилище, и чтить Его как Отца
божьего. Отцам нашим и матерям- слава! Так как они учили нас чтить бо-
гов наших и водили за руку стезей правой. Так мы шли и не были нахлеб-
никами, а были русскими- славянами, которые богам славу поют и потому-
1) Богумир и три мужа. Легенда о происхождении древлян, кривичей,
В те времена был Богумир- муж Славы, и имел он троих дочерей и
двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во
времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватыва-
И там мать их, которую звали Славуня, им приготавливала все необ-
ходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: "Мы должны выдать
своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков".
Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза
глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у кост-
ра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на
конях. И сказали они: -Здрав будь! Что ищешь ты?
И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что са-
ми- в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и
привел трех мужей дочерям. Отсюда начало трем родам. И соединились
они, и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая
дочь Богумира имела имя - Древа, а другая- Скрева, а третья- Полева.
Сыновья же Богумира имели имена- Сева, и младший- Рус. От них
Три же мужа были, все три- Утренник, Полуденник и Вечерник. Соз-
дались роды те в Семиречье, где мы обитали за морем в крае зеленом,
когда были скотоводами. И было это за тысячу триста лет до Германаре-
ха. И в те времена была борьба великая за берега моря Готского, и там
праотцы наши возводили курганы из белых камней, под коими погребли мы
бояр и вождей своих, павших в сече.
2) А до этого были отцы наши на берегах моря у Ра- реки.
Мы пришли из края зеленого к Готскому морю, и тут растоптали го-
тов, которые были преткновением на нашем пути. И так мы бились за эти
земли и за жизнь нашу. И так мы бились за эти земли и за жизнь нашу. А
до этого были отцы наши на берегах моря у Ра - реки (Волги). И с вели-
кими трудностями для нас мы переправили своих людей и скот на сей бе-
рег, и пошли к Дону, и там готов увидели на юге и Готское море. И уви-
дели мы против себя вооруженных готов и так были принуждены биться за
жизнь и проживание свое, когда гунны шли по стопам отцов наших и, на-
падая на них, людей били и забирали скот.
И так род славен ушел в земли, где солнце спит в ночи, и где мно-
го травы и тучных лугов, и где реки от рыб полны, и где никто не уми-
Готы же были тогда в крае зеленом и немного опередили отцов на-
ших, идущих от Рареки. Ра- река- великая, она отделяет нас от иных лю-
дей и течет в море Фасисте (Каспийское?).
Тут муж рода Белояру перешел на ту сторону Ра- реки и упредил там
синьских купцов, идущих к фряженцам, поскольку гунны на острове своем
поджидали гостей- купцов и обирали их.
И было это за полстолетия до Алдореха. А еще раньше, в древности,
род Белояров был сильным. И от гуннов торговцы прятались за мужами Бе-
лояровыми и говорили, что дают серебро и два коня золота, чтобы пройти
и избежать угрозы гуннской, и так пройти мимо готов, также суровых в
битве, и дойти до Днепра. И кони у них бесчисленны, и дважды берут они
дань. Из-за того купцы, стекавшиеся к нам, вернулись в Китай и не при-
4)Легенда о даровании Квасуре и Богумиру сурицы.
Также расскажем о том, как Квасура получил от богов тайну -как
приготавливать сурину. И мы должны на Радогоще около богов радоваться,
и плясать, и венки подбрасывать к небу, и петь, славу богам творя.
Квасура был мужем сильным и от богов вразумляемым. И тут Ладо,
придя к нему, повелела вылить мед в воду и осуривать его на солнце. И
вот Солнце- Сурья сотворило то, что он забродил и превратился в сури-
цу. И мы пьем ее во славу божью.
И было это в века докиевские, и муж тот был во сто крат весьма
выделен (богами), и передал он (тайну) отцу Богумиру (Благомиру), и
тот получил поучение от Сварожича, как творить квасуру, называемую су-
рыней. И это (мы вспоминаем) на нашем Радогоще. И вот когда наступают
дни Овсеня, мы оканчиваем жатву и радуемся этому. И если иной не удер-
жит своего естества в этот раз и скажет безумное- то это от Чернобога.
А другой получит радость- и это от Белобога.
И так мы должны искать друзей и врагов: Куя мечи наши на силу
вражью, мы получаем силу божескую, чтобы поразить врагов наших с обеих
И этот Богумир сурью сотворил, когда те предрекли ему славу. И
были они, и она (сурья) была, когда боги рекли хвалу: И вот установили
они роды для себя, и потому боги- причина родов, и так стали иметь они
И так Сварог- Отец, а прочие- суть сыны Его. И мы должны были по-
коряться Ему, так же как покорялись Родителю, потому что Он- Отец на-
шего рода. И этот род- воины от Кия до князей киевских.
3) Видели Орея, по облакам ходящего.
Вот жертва наша- это мед Сурья о девяти силищ, людьми на Солнце-
Сурье оставленный на три дня, затем сквозь шерсть процеженный. И это-
есть и будет нашей жертвой богам истинной, какую суть наши праотцы
(давали). Ибо мы происходим от Дажьбога, и стали славны, славя богов
наших, и никогда не просили и не молили их о благе своем. И вот боги
говорят нам: "Ходите по Руси и никогда к врагам!"
Матерь Сва славу поет нам, чтобы мы воспевали походы на врагов, и
мы верили ей, так как эта слава (исходит) от птицы вышней, по небу
России летящей от нас. И вот князя нашего избрали, чтобы он заботился
о нас. Так как перейдет враг за границу нашу, если он ее не будет обе-
А какие мы сами- то Сноп знает, так как мы молили, славу вознося,
но никогда не просили Его, и никогда не требовали с Него то, что необ-
ходимо нам для жизни. И вот смотрите на отца нашего Орея, по облакам
ходящего, восхищающегося силою кованья Перунова. И видел там Орей, как
Перун ковал мечи на врагов. И Он говорил ему во время кованья:
"Вот мы имеем стрелы и мечи на воинов тех. И не смейте их боять-
ся, так как повергнут они очи долу, и (число) воинов у них будет
уменьшено до количества пальцев на руках, так как к земле они согнут-
ся, и станут зверями, как поросята измазанные грязью, и смрад свой по-
несут по следам своим. И будут говорить о них, что они- смрадные поро-
Так говоря, Перунько ковал мечи. И Орей об этом говорил, и то
Орей поведал отцам нашим. И такова была наша борьба за жизнь и бои ви-
тязей много веков назад. А ныне поверили, будто все было не так.
Мы молили Велеса, Отца нашего, чтобы Он пустил в небо коней
Сурьи, чтобы Сурья взошла над нами вращать вечные золотые колеса. Ибо
она и есть наше Солнце, освещающее дома наши, и пред ним бледен лик
И сему богу Огнику Семарглу говорим мы:
"Покажись и восстань на небесах и свети аж до мерцающего рассве-
та!" Мы называем его именем Огнебоже и идем трудиться. И так всякий
день, сотворивши молитву и удовлетворивши тело едой, идем в поля наши
трудиться, как боги велят всякому мужу, которому предназначено рабо-
Дажьбоговы внуки- любимцы божеские, и, божий плуг в деснице дер-
жа, воспеваем мы славу Сурье, и думаем об этом до вечера. И пять раз в
день прославляем мы богов, и выпиваем сурицу в знак благости и общнос-
ти с богами, которые во Сварге также пьют за наше счастье.
Как воспоем славу Сурье, так золотой конь Сурьи вскочит на небе-
са. А когда мы приходим домой, потрудившись, там огонь зажигаем и идем
ужинать. Говорим, что есть любовь божеская к нам, и затем мы отходим
ко сну, ибо день прошел и настала тьма.
Так отдавали мы десятую часть отцам нашим и сотую- властям. И так
мы пребываем славными, ибо славим богов наших, и молимся с телами,
5) После Богумира был Орей с сынами.
Богумиру же боги давали земные блага, и их мы не имели. И было у
нас по-иному. Старшего в роде мы избирали в князья, который в старое
время становился нашим вождем, нанятым в тот раз всеми. Те же князья
были долгое время, пока греки не пришли и не настал этому конец, и
(ныне) мы должны обеспечивать из (княжьего) рода потомков, чтобы они
А после Богумира был Орей с сынами. А когда гунны затеяли великую
войну за образование своей великой земли, мы ушли оттуда на Русь.
Ныне пришли иные времена, и мы должны браться за гужи и тянуть
вперед. И не будет о нас сказано, что мы оставили наши земли и взяли
иные, но скажут о нас, что мы сильно бились за себя.
Борусичи не оставили грекам земли свои и бились за них. В те вре-
мена Ра - река (Волга?) была границей с иными землями, и тогда возжаж-
дали враги наши идти на нас, и должны мы были бороться за внучат на-
ших, чтобы удержать степи наши и не отдать землю иным. Так же и мы
должны были делать. Чтобы не сжигать дубы и поля свои, а сеять на них
и жать жниву в полях, ибо имели мы степи травные и должны были водить
скот, оберегая его от врагов.
8)Орей приказал сыновьям своим быть впереди родов.
И был в те времена осевший огнищанин. И был он благ, и боги дали
ему много овец и скота, пасущегося в степях. И было (в степях) много
травы, и боги давали его скоту приплод и умножали его.
И вот предстал пред его очами странник и сказал ему, чтобы его
сыны пошли в землю иную в край чудесный- туда, где заходит Солнце, ту-
да, где оно спит на золотом одре. И когда прискачет туда всадник, он
скажет Солнцу: "Иди, Солнце, в свои синие луга. Ты должно подняться в
колесницу свою и взойти с Зарей на Востоке".
И так сказав, скачет он в иные края. И вечер прискакивает вслед
за ним. И этот всадник говорит: "Солнце зашло за горы свои и по-
кинуло свою золотую колесницу. И ее ворожеи желают утаить".
И тут приближается всадник, скачущий в иные края. И так Заря
идет, и несет искры свои, и одежды Дажьбоговы трясет, и искры разлета-
И тогда двое сыновей пошли туда, куда заходит солнце, и видели
они там много чудес и злачные травы. И возвратились к отцу и сказали
ему, как прекрасен тот край. И многие племена и роды изъявили желание
следовать по тропе той, и пришли они все к тому осевшему (огнищанину).
И тут приказал отец Орей сыновьям своим- быть впереди всех родов.
И не захотели они делиться на этих и тех. И тогда князь единый повел
своих людей на полдень- отец Орей повел их в край морской. И была там
сушь великая и пустыня. И пошли они в горы, и там поселились на полве-
ка, и собрали большую конницу, прежде чем идти в края чужие.
И в тех краях воины встали на их тропе, и они принудили их сра-
жаться и были разбиты. И тогда они пошли дальше, и увидели теплые зем-
ли, и пренебрегли ими, так как многие чужие племена там сидели. И шли
они дальше. И так боги вели их как своих людей. И добрались они до го-
ры великой. И, повоевав там с врагами, двинулись далее.
И с тех пор мы должны были помнить об этом и тянулись за своими,
и так же как отцы наши очищались мольбой, омываясь, и , умываясь,
мольбы творили о чистоте души своей и тела, поскольку это умывание ус-
тановил для нас Сварог, и Купалец указывал нам на это. И мы не смели
этим пренебрегать, и мыли свои тела, и умывали дух свой в чистой воде
И шли мы трудиться, и всякий день мольбы творили, и сурью пили,
которую прежде брали. И ее пили пять раз в день и хвалили богов наших
радостно, потому что сурьямолоко наше и пропитание наше, и корм, кото-
рый идет от коровы к нам, и тем мы живем, и травы злачные варим в мо-
локе, и принимаем каждый свою часть. И тогда приходили мы к синей ре-
ке, стремительной, как время, а время не вечно для нас, и там видели
пращуров своих и матерей, которые пашут в Сварге, и там стада свои па-
сут, и снопы свивают, и жизнь имеют такую же как наша, только нет там
гуннов, ни эллинов, и княжит там Правь. И Правь эта истинная, так как
Навь совлечена ниже Яви. И это дано Свентовитом, и пребудет так во ве-
И это Заребог шел в этот край и говорил нашим пращурам, которые
жили на этой земле и страдали повсюду, где приходилось быть и где пе-
режили много зла. И здесь они не имеют зла, они видят зеленые травы. И
внимают шелестам на воле божьей, и это счастье для тех людей.
И так мы должны будем увидеть степи райские в небе синем. И эта
синь идет от бога Сварога. И Велес идет там править стадами, и ступает
по золоту и живой воде, и никому там не надо платить дань, и нет там
рабов, и жертву приносят, которую неверные не знают,- дают для моленья
виноград, и мед, и зерно.
И так провозглашали мы славу богам, которые суть- отцы наши, а
мы- сыны их. И будем достойны их чистотой телес и душ наших, которые
никогда не умрут. И не умирают они в час смерти наших тел. И падшему в
поле Перуница давала выпить воду живую. И выпивший ее отправлялся к
Сварге на белом коне. И там Перунько его встречал и вел в благие свои
чертоги. И там он будет пребывать в это время, и достанет себе новое
тело, и так станет жить, радуясь и творя молитвы за нас ныне, и прис-
Когда Сурья сияет, мы поем хвалу богам, а также огненному Перуну,
которого называем губителем- потятичем на врагов. И провозглашаем ве-
ликую славу отцам нашим и дедам, которые сейчас во Сварге. Скажем так
трижды и поведем стада свои на разнотравье. А если надо вести скот в
иные степи, идем, другую хвалу богам вознося. Славу поем до полудня и
возглашаем великую славу Хорсу златорунному, коловращающему Сурью. Пь-
ем ее до вечера, а вечером, если костры сложенызажигаем их, и славу
вечернюю поем Дажьбогу нашему, которого называем прадедом нашим, и
идем мыться, чтобы быть чистыми, и, совершив омовение, отойдем ко сну-
и так мы будем объяты великим ничто.
9) Орей и Кисек. Заселение Голуни. Борьба с язами.
Это беспокойная совесть наша причиной тому, что мы своими словами
обличаем деяния. И так говорим во истину благое о роде нашем и не
лжем! И ту истину рассказываем о первом господине нашем- с него пошли
князи избираемые и сменяемые.
Киська же тот шел, и вел родичей по степям со скотом своим на
полдень, и туда, где солнце сияет, прибыл.
И придя к нему, отец Орей сказал:
"Мы оба имели детей, и мужей и жен. А старшие имели войны с вра-
гами. И так решали, чтобы племена соединяли овец своих и скот и стано-
вились племенем единым. И это боги предлагают нам. Мы же видели доб-
лесть их с тех пор и во веки вечные". А когда подсчитывать стали (го-
лоса), одни- рекли иначе. И тогда отец Орей отвел стада свои и людей
от них. И увел их далеко и там сказал: "Здесь мы воздвигнем град. От-
ныне здесь Голунь будет, которая прежде была голой степью и лесом". И
Киська ушел прочь. И также увел людей своих в иные места, чтобы не
смешались они с людьми отца Орея.
И те предки наши, так сотворив, на землях тех осели.
И так Киська отошел со своими людьми и создал землю иную. И там
поселились они, и таким образом отделились и отмежевались, и решили
быть чуждыми один другому. Все они хлеб и соль имели и не перечили
И был Киська так славен, и люди Орея славны, так как в ту пору
слава текла к ним и поля знали их мечи и стрелы.
И пришли язи в его край, и начали забирать скотину. И тогда Кисек
напал на них. Бился с ними сначала день, потом второй, и люди его би-
лись. И грех пришел в те места, и многие ели останки, и людей убивали.
"Грешим мы с родичами своими, и потому от мертвых черно и мертве-
чину едят, что мы сдерживаем себя". (?)
И стало мерзко на сердце Ориевом, и возопил он родичам:
"Поддержите Кисека и людей его! Седлайте все коней!"
И тогда бросились все на язов и бились с ними до тех пор, пока не
разбили их. И тут начали ведать истину, что мы имели силу лишь когда
были вместе- тогда никто не мог одолеть нас. То же истинно, что нас не
одолели обоих, ибо мы- русские и себе славу получили от врагов, прок-
Они же, видя житье наше, искушались взять братьев наших, и сереб-
ро с наших мечей, и гончарные горшки, из которых их сыны ели бы. Но
житье наше в степях до конца нашего! Нам предрекали они иную жизнь, а
сами - нужды в Свете не имеют.
И эти слова наши- суть истина, а их слова ложны, ибо они ложь го-
ворят и не внимают (истине).
Кисек (обращался) к людям своим перед нападением, и они вознена-
видели врагов, и пошли на них, и победили. И это мы имели знак того
могущества, которого не могла дать Явь врагам. Сами мы были слабыми- и
так получили большую силу, а враги не такую большую, ибо мы -русские,
И там, где пролита кровь наша,- там и земля наша. И это враги
знают. И так они стремятся ( захватить землю). Но их старания к смерти
приведут, как это было в старину во времена отцов наших.
Говорили мы эти слова наизусть, и ни одно слово из тех слов не
было утрачено. И говорили мы братьям нашим, что сила божеская будет на
вас, и вы окончательно победите врагов ваших, которые хотят ваших зе-
мель. И тогда они уста свои наполнят, полакав жидкой грязи, и не будут
Будьте сынами своих богов, и сила их пребудет на вас до конца!
Не имели мы хлеба, чтобы насытить наше чрево, ибо он сожжен ог-
нем. И коровы наши страдали, так же как и мы, пока быстро мы не охва-
тили юг сталью и не стали сильнее врагов наших.
10) Кий, Пащек и Горовато отправляются в земли,
И тот Орей старый отец сказал:
"Идет из земли той, где наших братьев убивают. А то они и старого
отца забьют, как забивают коров и зверей. Они и скотину нашу крадут, и
детей убивают". Как только старый отец это изрек, мы ушли в иные зем-
ли, в которых течет мед и молоко. И эти земли искали все три сына
Орея. И были это- Кий, Пащек и Горовато, от коих истекли три славных
племени. (:) сыновья были храбрыми, водили дружины, садились на коней
и ехали: И за ними шли дружины юношей, скот, коровы, повозки с запря-
женными в них быками: овцы: дети, охраняемые старцами, а также больные
Так шли на юг к морю и мечами разили врагов, шли до горы великой,
до долины с травами, где много злаков. И там освоился Кий, который на-
чал обустраивать Киев, ставший русским: вести: пренебрегли злом, и
пошли туда, куда Орей говорил: коровы есть: и кровь ваша просто: Руси-
чи, не слушайте врагов, которые говорят недоброе: отец Орей, идем:
Так говорим мы, что имеем прекрасный венец нашей веры и не должны
И тут князь наш говорил, что мы должны идти к ясуни боярской,
чтобы мы предохранили ее от вражеской победы. Рано или поздно наступит
время последнего, и пусть мы будем иметь силу нашу во степи Матери
Она стережет (охраняет) нас и крылья распускает во все стороны, а
тела (наши) в середине, и голова ясуни на плечах в венце славном, она
не может ее лишиться в сече. Голова (Матери) Сва- ясунь, и уберегали
ее до этого дня. И когда чехи (пошли) к закату солнца с воинами своими
и хорваты забрали своих воинов, тогда некоторая часть чехов поселилась
с русскими, а также их земля не отделилась, и с ними образовалась Рус-
Кий же уселся в Киеве. И мы ему подчинились, а с ним Русь собра-
лась воедино, а если будет с нами иная сила (?), то не пойдем на нее,
12) Вначале были там, где заходит Солнце.
Отход к Днепру. Кий берет Киев. Борьба с язами.
Вначале мы были там, где заходит Солнце, а оттуда пошли к Солнцу
до Непры- реки (к Днепру), и взял там Кий укрепленный град, в котором
пребывали иные славянские роды. И там мы поселились, огни зажигая Дубу
и Снопу, которые и есть Сварогпращур наш.
И в тот раз напал на нас новый, который в этой сечи кровь пращу-
ров наших пил. И рати свои устремил на них Кий, увидя вражеских вои-
нов. И воины Перуна бросились на них, и тратили силу до тех пор, пока
те не побежали, показывая свои зады. И вот племя язов напало на нас, и
сеча была великая, и похищено было все до последнего. И видя это, наши
"Боги наши прогонят врагов наших, ибо Вышень грядет на смертных!"
И говорил он нам: "Дети, огораживайте свои города от нападений, чтобы
были они суровыми и крепкими! И это Сварог посылает меня к вам: чтобы
сила небесная была с вами: также говорил вам: бережет:"
13) Орей шел перед нами: Кий умер, тридцать лет владев нами.
И вот отец Орей шел перед нами, а Кий вел русов, и Щек вел свои
племена, а Хорев своих хорват, и шли они из земель тех. И так было
внушено богами, когда отошли Хорев и Щек отсюда, чтобы мы сели в Кар-
патских горах. И там были другие города, построенные иными, и нажили
иные соплеменники богатство великое.
И вот враги напали на нас, и мы побежали к Киеву-граду и до Голу-
ни, и там поселились, огни свои возжигая до Сварги и жертвы творя в
благодарность богам и также себе.
И тут Кий умер, тридцать лет владев нами. А после него был Лебе-
дян, его же называли Славер, и тот жил двадцать лет. Потом был Верен
из Великограда- также двадцать. Затем Сержень- десять.
С теми львами побеждали витязи врагов, несшихся лихими тысячами-
тьмами на сынов наших и грядущих на нас и на вас.
И тут готы пришли в степи, зло творя нам. И тогда доблесть полу-
чили праотцы наши, борясь за жизнь. И стали славянами, ибо славили бо-
гов. И так мы -от богов внуки Сварога нашего и Дажьбога. И тогда мы
терпели зло, а прежде силу имели великую и защищались от нашествия го-
тов- врагов почти шесть лет.
И тут ильмеры нас поддержали, и мы побили вражеских витязей. И
так десять царей взяли- тех, что были как волки, принявшие львиную
храбрость. Когда мы на них напали, те стали менять овец и овощи, и
14) Предрешено было в старые времена, чтобы мы сплотились.
Предрешено было в старые времена, чтобы мы сплотились с иными и
создали Русколань великую. Рождена была Русколань наша близ Голуни,
где стало у нас триста городов и сел- дубовых домов с очагами. Там и
И вот птица Матерь Сва поет о дне том. И мы со всеми ждали время
оное, когда завращаются Сварожьи колеса у нас. Это время после (пес-
ни)? Матери Сва наступит. Говорили мы Матери Сва, когда терпели беды:
"Хорошо обороняй землю нашу!"
Вендов, которые ушли на запад Солнца, и там перед врагами землю
пашут и шаткую веру имеют, всегда побеждают из-за иной веры. Боровин
же говорил, что он силен, и люди его верят словам тем. А иные глупцы
изумленные и не верили в это до тех пор, пока не прозрели.
Венды! Вернитесь на земли наши в степи древние! И поглядите на
вспаханные поля, которые были бедными до прихода нашего из Семиречья
(Пятиречья?) , пока от враговдасу нами не были очищены.
И птица Сва говорит, когда огонь и смерть несется к нам, превра-
щая Голунь в погорелище: "Боги, поливайте и дождем дождите! Ибо та
земля бедная, и разоренная, и конями затоптанная, так как язи забирают
сыновей ее, протекая на конях по земле". Это боги посылают в степи де-
монов- дасу, из-за того что мы пренебрегаем богами. И мы должны были
их слушаться не так, как во времена антов. Те анты многих побеждали
мечом, а ныне погребены и лежат в домах ваших, которые чужды нам и ко-