Глава 2.
1) Переселение в Сирию и Двуречье и отход к Карпатским горам.
Принеся в жертву белых коней, ушли мы из Семиречья с гор Ирийских
из Загорья и шли век. И так как пришли в Двуречье, мы разбили там всех
своей конницей, и (затем) пошли в землю Сирии. И там остановились, а
после шли горами великими, и снегами, и притекли в степи со своими
стадами. И там скифами перво-наперво были наречены наши пращуры. Правь
их охраняла от Нави, ибо в великой борьбе она силы дает отражать вра-
И вот после этих битв мы пришли к Карпатским горам, и там поста-
вили над собой пять князей, и города и села (строили), и были теснимы
2) Русичи из-за войн уходят из Сурожа.
Русичи в Сирии под НавуходоносоромНабсуром. Поход в Египет.
Мы решили строить сто городов: Хорсунь и иные, затем возведенные.
Но Русколань раздирали смуты, творившиеся на юге, а борусы на севере
много претерпели. Потому что (враги) не хотели нашего породнения, что-
бы русские роды соединились. А в Русколани те же два рода оборонялись
на Суроже, и звали суренжане русов и борусов на битву и борьбу. И была
эта: (суровой)? Битва и борьба. И долгая вражда между родами раздирала
И вот праотцы наши были словно медведи с мечами. И так им в ста-
рые времена говорили: делайте железо и берите коней, которые текут от
И так была Русколань сильной и твердой. И было это из-за Перуна,
поддерживавшего нас. Сколько раз мы извлекали меч и отражали врагов от
себя, ибо вожди Ориевых родов были сильны, как после питья солнечной
Было это в старину. В это же время мы не имели единства. И были
мы как овца без Велеса: А он говорил нам, что мы должны ходить прямо,
и никогда- криво, но мы его не послушали.
И напрасно мы не остерегались, и потому (нас) праотцов забрали -
и были угнаны русы Набсуром. И случилось это из-за вражеских (нашест-
вий), и напали на нас отсюда и до светлого моря, и пошли мы клонить
головы свои под вражеские бичи. И те сильные (враги) на Русь напали с
трех сторон. И наши люди пошли под Набсура- царя. А затем ушли в сол-
нечный Египет. И долго в те годы давали мы дань. Но прошли дни, и русы
убежали от Набсура! Ибо (мы) праотцы:
: не потекли за ним, а пошли к краям нашим. И там мы сложили пес-
ни наши об Индре и Валу. И бились мы, как львы: бились вместе с бога-
ми, и к своим богам наших отцов не принуждал никто. Единственно к сме-
ху то, что мы должны были платить податьмыто, и никогда не смели: если
А князем был тогда Набсур, который нас под себя взял. И мы отда-
вали ему своих юношей для войны, и тогда мы претерпевали побои палками
по половым органам, и чреслам, и щекам, и не могли это стерпеть. Мы не
могли так. И говорили, что это нам не по сердцу. И было это в тот
день, когда случилось великое землетрясение, и земля вертелась, и мно-
гие возносились к Сварге. И тогда кони и волы метались и ревели.
И забрали мы свои стада, и бросились к северу, и спасли наши ду-
ши. И так, если мы будем хранимы богами, не утратим мы своих сынов,
дочерей, а также жен, и будем мы просто передавать им наследство. И не
будем мы сметены, потому что не пойдем впереди рати (Набсура). И дань
будет наша. Мы ходили, словно потомки псов, и могли быть горды, что не
И вот Магура поет песни свои о сече. И эта птица от Индры изошла,
ибо Индра был и пребудет навеки тем самым Индрой, который вместе с Пе-
руном все брани (начинает). И было так, и вещала она правду ярую до
полуночи. И лучше нам погибнуть, нежели быть под и жертвы приносить их
3) Рассказ о борьбе с эллинами у Карани.
Были они у Карани, и это был маленький город на берегах морских
русских. И там был князь, который повелел бить эллинов и отогнать их
от Руси. И он снарядил рать и конницу, и пошел на них, и боролся с ни-
ми. А эллины плакали о печали своей и просили, чтобы им платить дань.
И собирали с них дань- овец на заклание и вино. И тогда эллины, видя,
что русичи много пьют, решили на них наброситься и побороть их.
И пришел волхв на заклание и брат его Соловей. И они сказали ру-
сичам: "Не напивайтесь этими дарами!" Но русичи их не послушали. И вот
напились. И в тот день эллины набросились на них и разбили их. И, по-
гибель свою видя, русичи отошли в степи.
И там осели, и силы свои собрали, и пошли обратно на врагов, и
победили их, ибо боги нас поддержали, и руки наши укрепили, и мы одер-
жали победу. И вот бьются враги и так говорят, что они расстригут овец
и сами будут тем краем владеть, так как он прекрасный и они его не от-
И вот мы Триглаву молились великому и малому. И тот Триглав пре-
достерегал нас, и быстро он скакал на коне, врагов поражая. И мы уви-
дели то, что боги берут верх над врагами. И увидели, что убитые богами
мертвы. И нам за ними следует убивать и видеть много мертвых тел и то,
как великая рать Перунова набросится на них и их разобьет.
И вот Сварожичи слева идут, и принесли они нашу победу в своих
руках роду славному, поддержавшему славу отцов. И до сего дня на поле
(не могут) противостоять враги могучему (Богу).
И вот Желя жалуется над врагами, и Горыня горюет о смерти, в ко-
торую повергаются они руками божьими. И вот Карна плачет о тех мерт-
вых, которые стояли на тропе божьей и умерли. И поля эти заполнены
мертвыми кощунниками и отсеченными головами, и членами, отрезанными от
тел. И все это лежит на траве, и смрад идет от этого поля. И вороны
летят сюда клевать останки мертвых тел и есть нежное человечье мясо.
И вот Сварог, который создал нас, сказал Орею:
" Сотворены вы из пальцев моих. И будут про вас говорить, что вы-
сыны творца, и будете как дети мои, и Дажьбог будет отцом вашим. И вы
должны слушаться, и он вам скажет, что вам иметь, и о том, что вам де-
лать, и как говорить, и что творить. И вы будете народом великим, и
победите вы весь свет, и растопчете роды иные, которые извлекают свои
силы из камня, и творят чудеса- повозки без коней, и делают разные чу-
И тогда всякий из вас будет ходить словно кудесник, и пропитание
для воинов будет создаваться с помощью заклятий. Но воины станут раба-
ми многословия, и от многих тех словес вы лишитесь мужества, и станете
рабами дани и золотых монет, и за монеты захотите продаться врагам.
"Любите завет отца Орея! Он для вас- свет зеленый и жизнь! И лю-
бите друзей своих, и будьте мирными между родами!" "
И с тех пор было семьдесят князей наших, таких как Мезислав, Бо-
руслав, Комонебранец и Горислав. И тогда иных избирали на вече, а дру-
гих отлучали, если люди не хотели их.
В то время князи много трудились. И был тогда Кышек велик и мудр.
И умер он, а после него были иные, и каждый творил что-нибудь хорошее.
И русичи это удержат в памяти, потому что мы всегда их славим на каж-
дой тризне. Трижды почитается память их сыновьями, и никто не смеет об
этом забыть, так как получит проклятье божеское и человеческое и люди
4) Исход русичей на восток.
И вот, умом и храбростью окрепнув, пошли мы к восходу Солнца, с
обеих сторон реки видя. И там осели, где Матерь Сва указала, и она обе
стороны крыльями отвоевала, и также забрала землю ту, и оборонила ее
от дасу и гуннов, а также к готам обратила стрелы и мечи отточенные:
5) Дошли до Днепра. Видели племена гуннов и языгов.
От морских берегов Готского моря шли мы до Днепра, и нигде не ви-
дели иных бродяг, таких же как русские, а видели свободные племена
гуннов и языгов. И сами их увидели, которые с нами стали воевать и
От утра до утра мы видели зло, которое творилось на Руси, и жда-
ли, когда придет добро. А оно не придет никогда, если мы силы свои не
сплотим, и не дойдет до нас одна мысль, которую глаголет нам глас пра-
отцов. Внимайте ему- и потому ничего другого не делайте! И тогда пой-
дем мы в степи наши бороться за жизнь нашу, ибо мывоины княжеские, а
не скоты бессловесные, которые не ведают (что творят).