СЛАВЯНСКИЕ ПЛЕМЕНА.
1. Легенда о происхождении древлян, кривичей,
полян, северян и русов.
1 9а
В те времена был Богумир- муж Славы, и имел он троих дочерей и
двух сыновей. Они привели скот в степи и там жили среди трав, как и во
времена отцов. И были они послушны богам, и имели разум, все схватыва-
ющий. И там мать их, которую звали Славуня, им приготавливала все не-
обходимое. И сказала она Богумиру на седьмой день: "Мы должны выдать
своих дочерей замуж, чтобы увидеть внуков".
Так сказала она, и запряг Богумир повозку и поехал куда глаза
глядят. И доехал до дуба, стоящего в поле, и остался ночевать у кост-
ра. И увидел он в вечерних сумерках, что к нему подъезжают три мужа на
конях. И сказали они:
-Здрав будь! Что ищешь ты?
И поведал им Богумир о печали своей. А они ему ответили, что са-
ми- в походе, дабы найти себе жен. И вернулся Богумир в степи свои и
привел трех мужей дочерям. Отсюда начало трем родам. И соединились они
и славны были. Отсюда идут древляне, кривичи и поляне, ибо первая дочь
Богумира имела имя- Древа, а другая- Скрева, а третья- Полева.
Сыновья же Богумира имели имена- Сева, а младший- Рус. От них
идут северяне и русы.
Три же мужа были, все три- Утренник, Полуденник и Вечерник.
2. Новгородские легенды о словенах.
1) Скифы и словене. Основание Новгорода. Затем о вендах и сколотах.
Избрание сколотами вождя Кола (Колаксая).
1 6а
И были князья Славен с братом его Скифом. И тогда узнали они о
распре великой на востоке и так сказали:
"Идем в землю Ильмерскую!"
И так решили, чтобы старший сын остался у старца Ильмера. И приш-
ли они на север, и там Славен основал свой город. А брат его Скиф был
у моря, и был он стар, и имел сына своего Венда, а после него был
внук, который был владельцем южных степей. И крови много там лилось
оттого, что была распря великая за посевы и пашни по обе стороны от
Дона и до гор русских, и до пастбищ Карпатских.
И там они начали рядить и выбрали Кола, и был он для них вождем,
а также он отпор врагам творил. И поразил он их, и отбился от них. И о
том с родом своим говорил, созвав единое вече, чтобы создалась земля
наша.
И после стояла земля та пятьсот лет, а затем началась между русс-
кими усобица, и враждовали мы, и силу тратили, и имели между собой
беспокойство и разлад. И тогда пришли враги на отцов наших с юга и
сразились с Киевской землей за морское побережье и степи. После отошли
на север и сговорились с фряжцами, которые тоже пришли на помощь вра-
гам. И в таком положении Скифия оказалась, и сразилась с вражьей си-
лою, и победила ее. И так были гунны попраны, которые на Русь наступа-
ли, и были они в тот раз отбиты. И это был знак: мол, если будем то и
ныне творить, это же будем иметь.
1 6б
Мы вернулись, чтобы хранить степные пастбища, так же как отцы на-
ши и праотцы, которые пастбища брали, имея свои степи. И они травы
свои и цветы умели хранить, кровь свою проливая.
И так Голунь нашу мы оставили врагам. И та Голунь кругом (валом) была
(окружена), но враги притекли прямым путем.
И мы должны были наши грады кругами ставить (валами окружать?),
также как и отцы наши, которые в старину боролись за землю нашу. И
всякий отрок- воин припадал к земле и целовал ее, и там же умирал. И
на степь нашу не шли воины, потому что куда бы они не пошли- нигде не
нашли бы укрытия.
И это мы говорили о том, как отцы наши боролись. И если мы были
тогда поверженыПерун приходил к нам. И он вел нас, и тогда сколько бы
ни было праха на землестолько же воинов Сварожьих. ,то была помощь от
рати, идущей от облаков к земле. И это дед наш Дажьбог был впереди их.
И как было тогда не победить отцам нашим! А мы не понимали, мог ли
быть он впереди? И так возносили молитву богам нашим, чтобы они поспе-
шили на помощь нам и дали победу над врагами! Молились еще о земле на-
шей, которая попрана погаными ногами вражескими. И так мы видели, как
это было и как сколоты (?) потекли на оных (врагов), и окунали их в
грязь, и не позаботились о ранах вражеских, пока не убили тех, которые
на них нападали. О том мы поведали вам!
2) Словене поселились среди ильмерцев,
после того как Русь и Борусь были разбиты.
2 2а
Муж правый не тот, кто совершает омовения и хочет быть правым, а
тот, у кого слова и деяния совпадают. О том было сказано в древности,
чтобы мы всегда творили хорошее, также как деды наши. И мы вспахиваем
полосы и будем со временем весьма славными. Но Борусь и Русь были раз-
биты рукой вражеской, и творились тогда злодеяния. И князь наш был не-
мощен, и послал он сынов своих на брань, и полегли они, сраженные вра-
гом, ибо пренебрегли тем, что решило вече. Не уважили (решение) и по-
тому были разбиты, и потому у нас взяли дань.
И не так ли мы решаем ныне:" Князья - суть наши, и не следует им
ходить на полдень (на юг), чтобы добывать землю для нас и для наших
детей". А там (на юге) греки нападали на нас, как только Борусь от нас
отделилась. И была сеча великая, и много месяцев (она продолжалась).
Сто раз возрождалась Русь- и сто раз была разбита от полуночи до по-
лудня (от севера до юга).
И так водили скот праотцы наши, и были отцом Ореем уведены в край
русский, потому что оставаясь претерпели бы многое. И кончились ране-
ния, и не стало холода, как только дошли до сего места и поселились
огнищанами на земле русской.
И вот прошли две тьмы, а за этими двумя тьмами пришли варяги и
отобрали землю у хазар, на которых мы работали и кому платили дань.
И еще был народ ильмерский, имевший от ста до двухсот краев. На-
род же наш позднее пришел из русской земли и поселился среди ильмер-
цев. И были они нам братьями, подобными нам. И даже если они от нас
отличались, все же охраняли нас от зла. И не раз собиралось вече. И
то, что было постановлено, то провозглашалось и принималось за истину.
А что не было принято, не должно было быть. Избирали мы князя от соб-
рания и до собрания, и так мы жили и им помогали, и было так.
И много мы знали и делали в очагах сосуды гончарные, взяв хорошей
земли (глины), а также мы умели разводить скот, как и отцы наши.
И пришел на нас злой род. И:
2 2б
:мы были принуждены укрыться в лесах, и жили мы там охотниками и
рыболовами. И там мы могли уклониться от угрозы. Там мы переждали одну
тьму- и начали грады и огнищанские села ставить повсюду.
После другой тьмы был великий холод, и мы отправились на полдень,
потому что там места злачные. И там римляне забирали наш скот по цене,
которая была нам угодна, и перед нами они держали слово. И отправились
мы к южному зеленотравью и имели много скота.
3) Пошли к озеру Ильмень и основали Новгород.
3 15а
После пошли к озеру Ильмень и там основали Новгород. И отныне мы
здесь пребываем. И тут Сварога- первого пращура молили среди рождаю-
щихся родников и просили его, ибо он - источник хлеба нашего,- Сваро-
га, который сотворил свет. Он есть Бог Света, и Бог Прави, Яви и Нави.
И вот имели мы их воистину, и эта истина переборет силы темные и
приведет к благу, так же как вела праотцов.
3. О потомках Щека.
1) Об исходе чехов к полянам и ильмерцам.
2 5а
Подробнее о начале нашем мы расскажем так.
За тысячу пятьсот лет до Дира прадеды наши дошли до Карпатской
горы, и там они осели и жили спокойно, потому что роды управлялись от-
цами родичей, и старшим в роде был Щеко из иранцев.
И Паркун нам благоволил, и тут мы стали чехами и так жили пятьсот
лет, а потом ушли от чехов на восход Солнца, и шли до Непры (Днепра).
Река же та течет к морю, и мы у нее уселись на севере- там, где (реч-
ка), именуемая Припятью, втекает (в Днепр). И там мы поселились, и
пятьсот лет вечем управлялись, и были богами хранимы от многих, назы-
ваемых языгами.
И было там много ильмерцев- оседлых огнищан. И так мы скот водили
в степи и там были хранимы богами. Может быть, это предвидел Орей- что
мы будем иметь много золота и будем жить богато.
2) Об исходе чехов к ляхам. Германарех пил вино за дружбу.
2 56
И вот языцы отошли на полдень и оставили нас одних. И так шли мы
туда, куда выводят скот и быков наших. И вещали тут птицы Сирины, во
множестве прилетая к нам. И галки, и вороны над едой летали, и было в
степях много еды, так как напало на нас племя костобоких.
И открылись многие раны, и пролилась кровь. Те внезапно отсекали
головы врагам своим, и их ели вороны.
И так Стрибы свищут во степях, и бури гудят до полуночи. Небезо-
пасна была та сеча великая. Языцы и костобокие разили и со злобой от-
секали и воровали быков наших. И так продолжалась эта борьба двести
лет.
И наши родичи тогда ушли к ляхам и там осели за сто лет до готов
Германареха. А те озлобились на нас, и тут была борьба великая, и готы
были потеснены и отогнаны к Донцу и Дону. И Германарех пил вино за
дружбу с нами после наших воевод. И так была утверждена новая жизнь.
4. Легенды о тиверцах.
1) Легенда об отце тиверцев.
2 16
Велесову книгу сию посвящаем Богу нашему, который есть наше при-
бежище и сила. В оны времена был муж, и был он благ и доблестен, и
назвали его отцом тиверцев. И тот муж жену и двоих дочерей имел, а
также скотину, коров и множество овец. И жили они во степях, где не
было мужей для дочерей его. И молил он богов о том, чтобы род его не
пресекся.
И Дажьбог услышал мольбу ту и по мольбе дал ему измоленное, так
как настало для того время. И вот прошел Он между ними и начал воро-
жить. И наворожил ясну тучу. И тут бог Велес принес отрока.
И мы пошли к Богу нашему и стали Ему возносить хвалу:
"Будь благословен, вождь наш, и ныне и присно, и от века до ве-
ка!" Изречено это кудесниками. Они прочь уходили и назад возвратились.
2) Поход тиверцев в Сурож.
1 56
И дошли тиверцы до синя моря и Сурожа к вам- и вам сказали:
"Как мы сами помним, в старые времена сплотились анты, от язов
(спасаясь). И также было много крови пролито, и на ней Русь стоит,
поскольку мы кровь- руду пролили, и так на веки до конца и будет. От
земли нашей (пошли) славянские племена и роды. И мы славили богов, ни-
когда не прося их, лишь славя их силу. А также величали мы пращура на-
шего Сварога, который был, есть и пребудет вождем нашим навеки и до
конца".
5. О кравенцах: скифах, антах, русах, борусинах и сурожцах.
А также о рыбоедахкостобоких, лирах, дулебах и вендах.
2 7э
Там Перун идет, тряся золотой головой, молнии посылая в синее не-
бо, и оно от этого твердеет. И Матерь Слава поет о трудах своих рат-
ных. И мы должны ее слушать и желать суровой битвы за Русь нашу и свя-
тыни наши. Матерь Слава сияет в облаках, как Солнце, и возвещает нам
победы и гибель. Но мы должны радеть о вечном, потому что земное про-
тив него- ничто. Мы сами на земле, как искра, и сгинем во тьме, будто
не было нас никогда.
И так слава отцов наших придет к Матери Славе, и пребудет в ней
до конца веков земных и иной жизни. И с этим мы не боимся смерти, ибо
мы - потомки Дажьбога, родившего нас через корову Земун. И потому мы-
кравенцы (коровичи): скифы, анты, русы, борусины и сурожцы. Так мы
стали дедами русов, и с пением идем во Сваргу Сварожью синюю.
В старые времена рыбоеды нас оставили, не желая идти в наши земли
и говоря, что им и так хорошо. И так они погибли и не стали плодиться
с нами, умерли, потому что от неплодных ничего не осталось. И неиз-
вестно (ныне) о тех костобоких, которые ждали помощи от самой Сварги и
перестали трудиться, и вышло так, что они были поглощены лирами. И тут
мы сказали, что это правда, что ничего от них обоих не осталось, так
как лиры были поглощены нами- и не имеем мы теперь их.
И так дулебы повернули от нас на Борусь. Мало осталось лиров, и
они были наречены нами ильмерцами, потому что поселились они возле
озера. Тут венды уселись дальше, а ильмерцы остались там. И так их бы-
ло мало.
И говорила Сва в поле нашем, и била крыльями Матерь Сва, и пела
песни к сече, и та птица не есть Солнце, она- та, из-за которой все
стало.
|