Глава 4.
ВОЙНЫ С ГРЕКАМИ И РИМЛЯНАМИ.
1) Напрасно забываем мы доблесть прошедших времен:
Напрасно забываем мы доблесть прошедших времен и идем неведомо
куда. И так мы смотрим назад и говорим, будто бы мы стыдились позна-
вать обе стороны Прави и Нави и быть думающими. И вот Дажьбог сотворил
нам это и то, что свет зари нам сияет, ибо в той бездне повесил Дажь-
бог землю нашу, чтобы она была удержана. И так души пращуров сияют нам
Но греки нападают на Русь и творят злое во имя их богов. Мы же
сами - мужи, не ведающие куда бежать и что делать. Ибо что положено
Дажьбогом в Прави, нам неведомо.
А поскольку битва эта протекает в Яви, которая творит жизнь нашу,
а если мы отойдем- будет смерть. Явь- это текущее, то, что сотворено
Правью. Навь же- после нее, и до нее есть Навь. А в Прави есть Явь.
Поучились мы древней (мудрости), вверглись душами в это, поскольку это
вокруг нас сотворено силой богов. Это мы узрели в себе, и это дано как
дар богов, и это требуется нам, ибо (делать) это- значит, следовать
И вот души пращуров сияют нам из Ирия. И там Жаля плачет о нас, и
говорит нам, что мы пренебрегали Правью, Навью и Явью: Пренебрегали мы
сим и были глухи к истине: И мы не достойны быть Дажьбоговыми внуками.
Ибо лишь моля богов да имея чистые души и тела наши, будем иметь жизнь
с праотцами нашими, в богах слившись в единую Правду. Так лишь мы бу-
дем Дажьбоговыми внуками. Смотри, Русь, как велик ум божеский, единый
с нами, и ему творите (славу), и провозглашайте ее с богами воедино:
Бренная есть наша жизнь, и мы сами также, и словно коням нашим, нам
придется работать, живя на земле с тельцами и овцами в сытости и убе-
2) Борьба с Навью и Боспором.
И вот виделось в Нави; там Огнебог влачась уходил от причудливого
Змея. И затопляя землю, текла кровь из Змея, и он лизал ее.
И тут пришел сильный муж, и рассек Змея надвое- и стало два (Змея), и
рассек еще раз- и стало четыре.
И этот муж возопил богам о помощи.
И те пришли на конях с неба и того Змея убили, потому что сила
его не людская, не божеская, а- черная. И этот Змей- суть враги, при-
ходящие с юга. Это боспорские воины, с которыми наши деды сражались.
Они хотят, чтобы земля наша отошла к грекам, но мы ее не отдадим, по-
тому что она наша, и мы не упустим ее. А сотворенный тот Змей- есть
Мы должны сражаться и животы положить за землю нашу. Она тянется
от нас до полян, и дреговичей, и русов, тянется до моря и гор, до сте-
пей полуденных. И это есть Русь. И только от Руси мы имели помощь, по-
тому что мы- Дажьбоговы внуки. Мы молили Патара Дыя, чтобы он низверг
огонь, чтобы он позволил Матери Сва славу принести на крыльях своих
И ей мы песни поем возле костров вечерних, где мы рассказываем
старыми словами о славе нашей, о святом Семиречье нашем, где мы имели
города, где отцы наши сражались. И эту землю мы покинули, идя к земле
иной, где мы должны теперь удержаться. И в древности мы взяли Голунь
нашу, и в этой земле сотворили и города, и села, и очаги.
И вот омоем телеса наши и души наши, чтобы была чистою Русская
Голунь, где сильно бьются и на врагов наводят страх и изумление. Ибо
от пастбищ, где овцы ходят, простирается земля на день пути от нас до
иных, где творится иное, где были мы в старые времена, где одолели
нас. И там мы узрели руку, угрожающую нам, и видели суровый день, ко-
торый хотел крови. И мы ее прольем за землю свою русскую: В русских
городах камни вопиют нам, и мы решились идти и смотреть смерти (в гла-
за): Почтите сына моего, который умер за нее.
3) В Суроже свет будет над нами.
В Суроже свет будет над нами. И мы идем туда, где видим горящую
землю: у Лукоморья всякий день обращаем взор к богам, которые есть-
Свет. Его же мы называем Перун, Дажьбог, Яр и иными именами. И поем мы
славу богам и живем милостью божьей, до тех пор пока жизнь имеем. В
Суроже были враги наши, которые змеями ползли и грозили нам болями, и
смертью, и лишением живота. И всем им явился бог сильный, и бил их ме-
чом- молнией, и они испустили дух. И Сурья светит на нас и к нам, и
все увидели сначала, как славу Сурьи застилает Дедова тень, приносящая
зло, и как от той тьмы изошло злое племя демонов- дасу. И то злое пле-
мя на пращуров наших натекло, и напали они, и потому многие ушли и
4) О Квасуре и Богумире. Затем- основание Киева, Голуни и Сурожа.
Также расскажем о том, как Квасура получил от богов тайну- как
приготавливать сурину. И она- есть утоление жажды, которую мы имели, и
должны на Радогоще около богов радоваться, и плясать, и венки подбра-
сывать к небу, и петь, славу богам творя.
Квасура был мужем сильным и от богов вразумляемым. И тут Ладо,
придя к нему, повелела вылить мед и воду и осуривать его на Солнце. И
вот Солнце- Сурья сотворили то, что он забродил и превратился в сури-
цу. И мы пьем ее во славу божью.
И было это в века докиевские, и муж тот был во сто крат весьма
выделен (богами), и передал он (тайну) отцу Богумиру (Благомиру), и
тот получил поучение небесное, как творить квасуру, которую называют
сурыня. И это (мы вспоминаем) на нашем Радогоще.
И вот когда наступают дни Овсеня, мы оканчиваем жатву и радуемся
этому. И если иной не удержит своего естества в этот раз и скажет бе-
зумное- то это от Чернобога. А другой получит радость- и это от Бело-
И так мы должны искать друзей и врагов: Куя мечи наши на силу
вражью, мы получаем силу божескую, чтобы поразить врагов наших с обеих
сторон. И этот Богумир сурью сотворил, когда те предрекли ему славу. И
были они, и она (сурья) была, когда боги рекли ему хвалу: И вот уста-
новили они роды для себя, и потому боги - причина родов, и так стали
иметь они родные те роды.
И теперь Сварог- Отец, а прочие- суть сыны его. И мы должны были
покоряться ему, так же как покорялись родителю, потому что Он- Отец
нашего рода. И этот род- воины от Кия до князей киевских. И когда пос-
ле готской войны обрушилась Русколань, мы ее оставили, и притекли к
Киеву, и уселись на земле той, где мы вступили в борьбу со степными
врагами. И тут мы оборонялись от них. И так было через тысячу триста
лет после века Кия, через триста лет после жизни в Карпатах и тысячу-
после основания Киева. Тогда одна часть ушла к Голуни и там осталась,
а другая (дошла) до града Киева. И первые- это русколаны, а другая-
те, которые сурень чтили, ходили за скотом и стада водили десять веков
И вот та Голунь была градом славным и имела триста городов силь-
ных. А Киев- град имел меньше: десять городов на юге, они сеяли, жали
жито. И там отдавали (продукты) грекам в обмен на золотые цепи, монеты
и ожерелья. И сами носили их в обмен на пиво и вино грекам и разводили
И те русы создали на юге град сильный Сурож, который не создать
грекам, но они его разрушили и хотели русских побить, и потому мы хо-
дили на них и разрушали села греческие. Эллины же сии- враги рускола-
нам и враги богам нашим. В Греции ведь не богов почитают, а людей вы-
сеченных из камня, подобных мужам. А наши боги- суть образы.
И когда бились с готами, которые надевали на головы свои воловьи
и коровьи рога, и кожами облекали чресла свои, и мнили этим устрашить
русских, тогда мы снимали свои портки, и, оголя чресла свои, шли в
бой, и их побороли. И с тех пор мы ходим оголенными на сражения и по-
беждаем. И также, когда греки стояли, боясь вынуть меч из ножен, они
были измождены своим одеянием, и были словно жертва, которая должна
пасть на землю, и та будет пить ее кровь, когда из нее при умерщвлении
5) Греки захватывают Сурож.
Когда наши пращуры сотворили Сурож, начали греки приходить гостя-
ми на наши торжища. И, прибывая, все осматривали, и , видя землю нашу,
посылали к нам множество юношей, и строили дома и грады для мены и
И вдруг мы увидели воинов их с мечами и в доспехах, и скоро землю
нашу прибрали к своим рукам, и пошла иная игра. И тут мы увидели, что
греки празднуют, а славяне на них работают. И так земля наша, которая
четыре века была у нас, стала греческой. И мы сами оказались как псы,
и выгоняли нас оттуда каменьями вон. И та земля огречилась. И теперь
мы должны были снова ее доставать, проливая кровь свою, чтобы она
опять стала родной и богатой.
И летела в небе Перуница, и несла рог славы, и мы его выпили до
дна. И витязей у нас стало в десять раз больше, чем у врагов наших. И
"Как же вы, русские, проспали пашню свою? С этого дня вы должны
бороться за нее!" И тогда Сурья сказала:
"Идите, русские, и делайте это!"
И когда мы пришли в край свой, то ударились в (городскую) стену,
и проделали в ней дыру для себя и для наших, и оказались тогда сами у
"Кому присудил Перун, тот попадет в рай- есть яства вечные в
Сварге. Быть может, мы сегодня погибнем, но мы не имеем иных ворот к
жизни. И лучше быть мертвым, чем быть чужим и рабствовать на чужих. И
никогда не живет раб лучше деспота, даже если тот ему потакает. Мы
должны были слушаться князей наших и воевать за землю нашу, как они
И тут Индра пришел к нам, чтобы мы сохранили свою силу в бою и
стали твердыми, чтобы витязи наши одолели, ибо сила наша- божеская, и
нам не быть побежденными на поле. Принесли мы жертвы богам своим на
Руси, и гадали, смотря на полет птиц, и увидели, что враги должны быть
повержены долу в прах и кровь.
И если мы кольцо (стен) пробить осмелимся, то за ним окажутся
греки, которые не имеют силы, ибо они обабились- и мечи имеют тонкие,
и щиты легкие, и скоро они устают и на землю бросаются по слабости
своей. И не успеют они получить помощь от василийцев, и потому они
должны будут сами встать на защиту свою.
И та Сурож нашей была - и станет нашей, и не должны мы их слу-
шать. Они говорили, что установили у нас письменность, чтобы мы приня-
ли ее и утратили свою. Но вспомните о том Иларе, который хотел учить
детей наших и должен был прятаться в наших домах, чтобы мы не знали,
что он учит наши письмена и то , как приносить жертвы богам нашим. И я
вам поведал о том, что вы победите греков. И будет так, как было, ибо
я ясно видел Кия- отца нашего, и он сказал мне, что мы уничтожим их, и
унизим Хорсунь- для нас постыдную мерзость, и будем великой державой с
князьями нашими, городами великими, несчетным железом, и будет у нас
без числа потомков, а греков уменьшится, и будут они на былое дивиться
и качать головами. Делайте так, ибо будут у нас и грозы многие, и гро-
мы гремящие, и два (княжества) объединятся, и встанет многое другое. И
так мы победим окончательно, утвердимся навеки. Многое дадут нам боги,
и ничто нас не унизит. Встаньте, как львы,- один за одного! И держи-
тесь за князя своего. И Перун будет с вами и даст вам победу.
Слава богам нашим до конца веков! И земле той- Руси отцовской,
земле нашей- всяких благ! И так будет всегда, ибо эти слова от богов.
6) В Суроже боги повержены в прах.
И вот храбрый поборол ту злую силу- обе сотни опоясанных воинов.
И мы должны были сохранить порванные одежды и поставили для богов хра-
нилище. И приходили к стене дубовой и к другой стене- и там хранили
Мы имели много хранилищ в Новгороде на реке Волхове, имели и в
Киеве- граде в Божьих лесах. А также имели на Волыни дулебское храни-
лище и в Суроже на синем Сурожском море. И это великое оскорбление для
нас, что в сурожских хранилищах, добытых врагами, боги наши повержены
во прах и должны валяться, так как русичи не имеют сил, чтобы одолеть
врагов в бою. И мы имели рваные одежды такие же, как у странника, ко-
торый ходил ночью по лесам и порвал одежду свою на куски. Также и
русские имели лохмотья на теле русском. И мы не берегли одежды, лишь
стремились славить богов, которые не приемлют от нас жертв, потому что
они раздражены нашей леностью.
И все же птица Матерь Сва славу нам предрекла и молила нас убе-
речь славу отцов. Но не имели мы дерзости двинуться на рать и мечами
своими взять землю нашу, очистив ее от врагов. И вот тысячу триста лет
мы храним наши святыни, а ныне жены наши говорят, что мы- блаженные,
что мы утратили разум свой и стоим мы как агнцы перед врагами. Что не
смеем пойти на брань и мечом разить врагов наших.
И вот грядет к нам Купала и говорит нам, что мы должны стать вои-
нами с чистыми телесами и душами нашими. И пошли мы по стопам его, ко-
торый пришел к нам и, нас охраняя, повел к суровой битве. И там мы
(погибнув) предстали б перед ликом Сварога. И так, идя к сече, мы хва-
лили богов наших перед бранью, как в мирные дни. И вот Купалич сказал
нам, что мы достигли оное время, и будем теперь почитаемы за славу
свою, и также с отцами нашими пребудем.
7) Не отдадим землю ни варягам ни грекам!
И мы ведали, что русский род должен собираться в десятки и в сот-
ни, чтобы напасть на врагов и снять с них головы. И тогда злые поля-
гут, и звери хищные, их поев, сдохнут.
Текут реки великие по Руси, и журчат многие воды, и поют они о
стародавнем. О тех боярах, что не боялись идти к полям готским, что
многие лета боролись за вольность русскую, о тех, что не берегли ниче-
го, даже жизни своей,- о них говорит Берегиня. И бьет крыльями Матерь
Сва, славу поет та птица воинам борусинским, которые от римлян пали
около Дуная возле Троянова вала.
И они на прямом пути к тризне полегли, и Стрибоговы внуки пляшут
над ними, и плачут о них осенью, а студеной зимой о них причитают. И
голуби дивные так говорят, что погибли они славно и оставили земли
свои не врагам, а своим сыновьям. И так мы потомки их, и не лишимся мы
земли нашей, не отдадим ее ни варягам ни грекам.
И тут Заря Красная пришла к нам, как жена благая, и дала нам мо-
локо, чтобы крепость и сила наша удвоилась. Ибо Заря возвещает Солнце.
И также слышали мы, как скачет вестник на коне к солнечному закату,
чтобы направить золотой челн к ночи, чтобы ( солнечный) воз был смир-
ными волами влеком по синей степи. И так же Солнце ляжет спать в ночи.
И когда день приходит к вечеру, другой наездник появляется и так гово-
рит Солнцу, что воз и волы готовы и ожидают его на отмеченном пути, и
что Заря пролилась в степь, и позвала Мать, чтобы Сва поспешила:
8) Пришла Красная Заря. Греки злое говорят, но мы имеем имя славы.
И тут пришла Красная Заря, нанизывая драгоценные камни на убранс-
тво свое. И ее мы приветствовали от сердца- как русские, а не как гре-
ки, которые не знают о богах наших и говорят злое по невежеству. Но мы
имеем имя славы- и славу ту доказали на вражьем железе, когда приходи-
ли на их мечи. И даже медведь остановился, чтобы услышать славу ту, и
скакавшие аланы остановились и потом говорили иным о русских:
" Они не начали бы убивать, если б не было нужды,- и этим русские
гордятся, а греки воюют ради похоти своей. И дают хлеб они не как гре-
ки, которые берут, а сами злобу таят на дающих". И о славе той орлы
кличут во все стороны, ибо русские вольны и сильны в степях.
9) Мы имеем истинную веру, которая не требует человеческих жертв.
О войнах с греками и римлянами.
Мы имеем истинную веру, которая не требует человеческих жертв.
Это же делается у варягов, приносящих такие жертвы и именующих Перуна-
И мы ему приносили жертвы, но мы смели давать лишь полевые жерт-
вы, и от трудов наших просо, молоко, жир. А также подкрепляли Коляду
ягненком, а также во время Русалий в Ярилин день, а также на Красную
гору. Тут же мы начинали вспоминать о Карпатских горах. В то время наш
род именовался - карпени. Те, которые от страха жили в лесах, именова-
лись по названию- древичи, а на полях мы назывались- полянами.
Так всякий, который слушает греков, скажет про нас, что мы - лю-
доеды. Но это- ложная речь, поскольку это воистину не так! Мы имели
иные обычаи. Тот же, кто хочет победить другого, говорит о нем злое, и
тот- глупец, кто не борется с этим, потому что и другие это начнут го-
ворить. И так долго управлялись мы родами, и старшие из всякого рода
шли судить родичей под Перуновым древом. И также имели мы в тот день
игрища перед очами старших: и силу юноши показывали, они быстро бега-
ли, пели и плясали. В тот день огнищане ходили на промысел и приносили
дичь старцам, которые делили ее с прочими людьми. И волхвы жертву де-
лали богам, восхваляли их и славу провозглашали.
Во время же готов, или когда являлись варяги, избирался князь в
вожди. И этот вождь вел юношей к суровой сече.
И вот римляне, поглядев на нас, замыслили злое. И пришли со свои-
ми колесницами в железных бронях и напали на нас. И потому мы долго
оборонялись от них и отваживали:
:их от нашей земли. И ромеи узнали, как мы дорожим жизнью нашей,
и потому оставили нас. Но тогда греки захотели биться с нами около
Хорсуни. И бились мы сурово против рабства нашего, и была борьба и
распря великая тридцать лет, и они оставили нас.
И тогда греки пришли на торжища наши и сказали нам: "Обменивайте
коров ваших на мазь и серебро, которые требуются женам и детям".
Так мы меняли бороны на их снедь. После еды греки старались нас
ослабить и стремились взять с нас дань. Но мы не ослабились и не отда-
ли землю нашу, как и землю Трояню не дали ромеям. Дабы не встала Обида
Дажьбоговым внукам, беспокоящихся о вооруженных врагах.
Так и сегодня мы не заслуживаем хулы, как и отцы наши, ибо мы ру-
бились у берега Готского моря и тут одержали над ними победу.
Песнь хвалебную поет Матерь . Она- прекрасная птица, которая нес-
ла пращурам нашим огонь в дома, а также агнца принимала.
Над готами, болью нашей, мы одерживали верх силой. И должны мы
врагов рассекать и прогонять их, как псов.
Погляди, народ мой, как мы оберегли (иные) народы. И мы не ошиб-
лись, получая раны, и не бросались рядиться. А мы сами врагов прогоня-
ли, и беду избыли, и имели иную жизнь, потому что сами бились за сто
городов и не отходили от них. И тягчайшее поражение было нам, но мы
тысячу пятьсот лет должны были переносить многие битвы и распри, а все
же остались живы из-за свирепости и жертвенности юношей и воевод.
10) Греция пришла на землю ту и не заботилась о Руси.
Затем- время Германареха.
И вот пришли новояры от старых пашен, где были такие же русские.
И они пришли на юг и сражались в степи десять веков.
И это также русские, которые избирают своих князей. Это делалось
в каждом роде, и роды давали от каждого племени своего князя, а князи
избирали старшего князя. И тот был вождем в сражениях. И так мы жили в
земле той до тех пор, пока враги не пришли к нам и не разбили нас. Это
Греция пришла на ту землю, и осела на ней, и не заботилась о Руси. И
вот русы вынули мечи, и напали на греков , и отогнали их от своих
морских берегов. И тогда греки привели рати, защищенные железными бро-
нями. И была сеча великая, и вороны там граяли при виде человечины,
разбросанной по полю. И ели они останки, и граяли враны над врагами, и
великий грай стоял в поле том. И ели они останки греческие, русские не
трогая. Там они защиту имели, так как боги не желали гибели русских. И
там сражалось Солнце с Месяцем за землю ту. И небо сражалось за поле
битвы, чтобы земля та не попала в руки эллинские, а осталась русской.
И там плачет мать о детках своих, которые пролили кровь на поле
сражения, и то поле стало русским. Новояры находятся там до сего дня,
и земля та- наша из-за крови, пролитой мечами. И там сказали эллины
нашему старшему князю, что они не хотят ходить в землю неров, а также
брать рабов аланских, ибо имеют берега морские (и этого достаточно).
И про это мы имели предсказание в наши дни- поскольку праотцы на-
ши, умершие на поле битвы, не взяли землю у врагов наших, значит, и
сегодня, согласно предсказанию, ее никто не возьмет. И вот Германарех
пришел на север к нам, и мы должны были оборонять земли свои, а также
идти на него, ибо готская земля- наша. Ее белогоры сеяли и усеивали
костями своими и кровью своей поливалии потому она наша.
И вот поет птица Матерь Сва и славу предрекает нам: нам самим и
мечам нашим. И мы пошли до святого поля, и одолели врагов полночных, и
отразили врагов полуденных. И пошли на врагов и сошлись с ними, и были
германцы повержены русскими, потому что мы- Отца Перуна сыны и Дажьбо-
га- внуки. И вот Сварог указал нам, куда ушли эллины и Германарех. И
тот Германарех отошел на север, а эллины на юг. И так мы обрели землю
нашу и собрали ее воедино, и не давали мы сыновей своих, ибо цены не
И вот идет в степи наши великое множество иных родов, и не должны
мы быть мирными, и не должны просить помощи, ибо она в мышцах наших и
на конце мечей, и ими мы сечем врагов. И это поет птица Матерь Сва
нам, чтобы мы подняли мечи свои на защиту свою. И она бьет крыльями о
землю, и прах подымается к Сварге. И на этой земле- враги, и она бьет
их, и она сражается за нас. И их мы одолели, как она нам кричала, ибо
крик ее был в сердце нашем. И мы ведали, как пить сурью и идти до се-
чи, и там одолевали питье иное, сотворенное богами. И оно будет нам,
как живая вода в последний час великой тризны, которая будет у всяко-
го, кто умер за землю свою.
И вот Сварожич смотрит на нас от своей чудесной Сварги и , видя
рати наши пересчитывает их. И если не хватает для счета пальцев на ру-
ках, то он считает по пальцам на ногах. И ведает Пращур наш, что мыси-
ла великая и не могут одолеть нас враги наши.
И так мы текли на них и дожидались, пока они упадут на землю и
умрут от Мары. А эту Марь мы знаем! И вот говорили мы в сердцах наших,
что не вернемся мы к очагам своим, доколе еще враги рыщут, доколе не
бросимся телами нашими на врагов, пока еще враги забирают земли наши.
И говорим мы, что боги заботятся о нас. И если будут убиты передовые
воины, то лучше детей своих бросить на копья, чем повернуть зады вра-
И вот люди наши одержали победу, и потекла земля наша к нам, что-
бы мы смогли удержать ее до смертного часа и узреть Мару. И чтобы Мара
отступилась от нас и сказала, что я не имела силу и потому не одолела
И тогда слава потечет к Сварге. И там боги скажут, что русичи
храбрые, и есть им место подле бога войны Перуна и Дажьбога- их отца.
11) Воспоминание о карпатском исходе. Бобрец привел русских в Голунь.
Времена Алдореха и Бравлина.
Посмотрите вокруг- увидьте птицу ту на челе вашем! И та птица по-
ведет вас к победам над врагами, ибо вы- сыны ее и потому одержите по-
И она, красуясь перед нами, влекла нас к себе светом. И так было
в иные времена, когда русские шли с вендами и те хотели унести богов
И мы там угнездились. И там были города и храмы- помолья, и там
же были многие здания, и были мы богаты. И те помолья были украшены
златом и серебром, и мы почитали многих деревянных богов и уходили от
искушений. И это было ведомо иным, которые видели это, которых это за-
девало и им перечило , - и потому родичи наши не имели покоя. Арабы
приходили и терзались на торжищах о богатстве и дани, дающейся навсег-
да поселившимся там отрокам (рабам и воинам). И та земля, говорят,
также опротивела нам войнами и трудной жизнью. И тогда мы отошли к го-
рам Карпатским, ища покоя, но и там также мы враждовали с злыми языч-
никами. Там пели мы, что мы русские, и о славных днях тех. И имеем мы
песни те от отцов наших- о прекрасном житье в степях и славе отцов.
И вот воевода Боброк повел русских в Голунь и обрел после смерти
чин в храбром войске Перуна. Это мы не забудем никогда, ибо мы- сыны
отцов наших и имеем любовь к их памяти. И мы говорили о них , так как
они были силой нашей, и силы той, что шла к нам от них, даже у львов
нет, а львиную мы перемогли.
:о тех, которые заботились о нас.
Мы тогда не имели мольбищ и служили перед колодцами и родниками,
где текла живая вода. И там волшебство есть, и волки хищные туда не
Теперь вспомним времена Алдореха. Его призвал жрец, так как мы не
радели о благочестии и не держали слово. И красавиц наших тогда вне-
запно брали и похищали- и увозили девушек. А между нами были распри
из-за готов. И там мы жили, и были под готами.
А в те века мы управлялись родами и князьями. И был князь Брав-
лин, который отобрал у эллинов берега морские. И после битвы мы пришли
туда, и там разводили скотину, и скифам давали попасти скотину в сте-
пях. И тогда терпели беду они, потому что греки снова сидели в Голуни,
а когда приходили в городазлобствовали на нас. В те времена мы ушли
прочь на север, и там были двести лет, и там мы остались с тех пор и
И сейчас мы имеем другого князя Бравлина, правнука своего деда,
который говорил: "Идите на юг, на греческую Голунь! Ибо греки между
эллинами- племя особое, и продают они нас, поймав в степях, и скотину
нашу хотят взять задаром. Это мы имели от них. Стряхните же их в море
и гоните в свои края, так как земля та, русская, и там русская кровь
лилась вниз на землю, и та пила кровь нашу. На нас надейтесь! И мы бу-
дем ее защищать во все дни, как и ранее хотели".