Глава 6.
АВАРСКОЕ ИГО, ХАЗАРСКИЙ КАГАНАТ И ПРИХОД ВАРЯГОВ.
1) О борьбе с готами, гуннами и обрами: Обры пришли и князя нашего убили.
И вот грядет с силами многими Дажьбог на помощь людям своим. И не
имеем мы страха, поскольку издревле, как и сейчас, он печется о тех, о
ком заботился, когда хотел того. И как мы ожидали дня своего- того, о
котором имели (предвестие?).
И вот был Вороножец местом, где готы усилились. А Русь там би-
лась, и в том граде нас было мало. И так после битвы, сожегши его и
прах, и пепел ветрами развеявши во все стороны по полям, готы место
Не благословляйте ту землю русскую! Не озирайтесь на нее, но и не
забывайте ее! Там же кровь отцов наших лилась, и потому мы по праву
приходили туда. И от этого Воронежца слава течет по Руси, и ее Сварог
Берите ее всеми силами, возвратите ее со своими князьями, освобо-
дите блаженную русскую землю! Ибо это прекрасные пашни, которые могут
дать пропитание- ругу для князей и огнищан- их слуг. (Сделаем так,
чтобы) от нее имели те, кто освободит ее в сече, ругу особую- еду и
питье, которую будут давать от своего времени и до смерти.
И полегли они. И так многие сложили кости свои на равнине, и мы
получили урок также, как анты во времена Мезенмира. И мы, славу поющие
богам, так и называемся славянами, мы никогда не просили ничего, лишь
славу пели. И когда моление творили, омывали телеса наши и рекли сла-
:пили сурью- напиток во славу (богов), пять раз в день огонь за-
жигали (в святилищах)- жгли Дуб. И также Сноп величали и говорили хва-
лу ему, ибо мы- Дажьбоговы внуки и не смели противиться славе своей.
А несколько веков тому назад мы были антами на русской равнине, а
в древности были русами- и ныне пребываем ими.
:вот на Волынь пришли и придя бились с врагами, так как мы- храб-
рые. Та Волынь- (место) первейшего Рода. И тогда осерчали вои, и анты
Мезенмира одержали победу над готами, развеяли их на все стороны.
А за ними потекли гунны, жаждущие славных коров, и была борьба с
ними суровой. И тут готы соединились с гуннами, и с ними на отцов на-
ших напали, и были разбиты нами и уничтожены. Затем пришли обры и кня-
зя нашего убили. И так сине море отошло от Руси. Боги русские не берут
ни жертв людских, ни животных, только плоды, овощи, цветы и зерна, мо-
локо, питную сурью, на травах забродившую, и мед, и никогда живую пти-
цу, рыб. И это варяги и эллины дают богам жертву иную и страшную- че-
ловеческую. Мы же не желали делать это, так как мы самиДажьбоговы вну-
ки и не стремились красться по стопам чужеземцев.
И был в степи боярин Скотень, живший своим трудом, и не попал он
под власть хазар. И потому что был он иранцем, он попросил помощь у
иранцев. И они прислали конницу и разбили (хазар). Рассказывают, что
некоторые русичи остались под хазарами, а некоторые добрались до града
Киева и там поселились. Те же русичи, кто не хотел ходить под хазара-
И так Русь собралась на равнине. Иранцы издревле с нас не брали
дань, а также разрешали русским жить по-русски. А хазары русичей брали
на работы, взимали с нас дань, и брали и детей, и жен, и очень зло би-
И тут готы пришли и напали на Русь, а Скотен был рядом: И он пре-
поясался мечом, и пращуры наши выступили против них, и тогда иранская
конница потекла к ним и разбила готов. И были готы рассеяны и бежали с
поля, ибо кровь тут лилась русская, черемная. И землю ту мы забрали.
Растеклась Русь в готской земле, и мечами мы уничтожили всякого, и
земли их себе присвоили. И тут хазары напали на нас, утративших вече,
и "пояли" нас. И тут русичи ринулись в битву, как львы , говоря: "Мы
пропали , если о нас не позаботится Перун". И он помог нам. И готы бы-
ли побеждены, а до них первыми- хазары были низвержены в прах и рассе-
яны. И тут Русь затихла, но говорили мы: это ли еще будет:
Хазары же убежали до Волги, Дона и Донца. И там срам они поимели,
и повергли мечи свои в землю, и потекли куда глаза глядят.
И в тот раз готы переместились, и отошли на север, и там изгнали
язов, идя далее, ибо Русь устроилась на их земле, взятой и реками
Мы пришли, чтобы говорить, и сказали мы придя о милости божеской.
И хвалим мы Дажьбога нашего и Перуна за то, что они были с нами. И так
впервые воспели мы славу богам на той земле, которую нарекли затем
И на той земле мы имели большие заботы, и была утверждена земля
наша. И хазары боялись подходить к земле той и никогда не нападали на
Русколань, опасаясь, что утвердятся готы.
2) Хазары обратились к Скотеню, но он это отверг.
О походе Криворога на Сурож.
Русь же узрела землю ту. До этого времени пришли в Киев варяги с
торговцами и побили хазар. Хазары же обратились к Скотеню, чтобы он
оказал им помощь. Но Скотень это отверг и сказал, что вы сами себе по-
можете, а также то, что им в Русколани нечего делать около нас.
Тогда вражья сила пришла на земли Воронежца. В древности Вороне-
жец этот много веков строился и был огражден от окрестных нападений.
(И тогда) варяжцы приходили к Воронежцу брать его, и так стала Русь
отгороженной от запада Солнца. И некоторые пошли к Сурье на юг отвое-
вывать Сурож- град: у моря, где греки имели укрепленный град Сурож.
Белояр Криворог был в то время русским князем и белого голубя вы-
пускал. Куда тот летит, туда идти. А полетел он к грекам, и Криворог
напал на них и разбил их. Тут греки, как лисы, стали вертеть хвостом,
давая Криворогу золотое руно и коней серебряных. И тот Криворог остал-
ся в Сурожи. Греки же были в Голуни, а Криворог (не?) догадался, что
Русь открыта там. И тогда греки напустили на нас воинов в железных
бронях и побили нас. Много было пролито крови русичей вниз на землю, и
не было числа стенаниям русским.
Ильмерцы говорили, что мы- глупцы, они бы прибежали к нам на по-
мощь: Так почтим же память тех, которые полегли в землю русскую и
удобрили ее и стали своими для наших старцев- праотцов, тех, которые
отдали силы свои Руси. На сечах с врагами их кровь удобряла землю на-
шу. Они же суть те, которые с Перуном ковали на наковальне мечи на
врагов наших. Мы же им помолимся, и они нам помогут.
Многие воины с мечами шли с нами, и также они потрудились, и от
того мы стали вольными и грозными, как и пращуры наши. И Велес научил
их землю пахать, а также сеять зерно, ибо хотели наши пращуры стать
огнищанами и быть земледельцами.
Говорим же это, как говорят в нашей земле, но не как греки, жаж-
дущие русской земли из корысти. Булгары начали: должны свой скот во-
дить в полях злачных. И должны были избирать старшего из рода в род, и
так было бы правильно. (Но) за десять веков забыли мы кто- свои, и по-
тому роды стали жить особыми племенами, так образовались поляне, а на
севере- древляне, они же все русичи из Русколани, которые разделились
как безумные. И из-за того пришла на Русь усобица.
А в другое тысячелетие мы подверглись разделению, и тогда убыло
самостоятельности и пришлось отрабатывать чужим дань; вначале- готам,
которые крепко нас обдирали, а затем хазарам, которые убивали.
Явился каган, и он не радел о нас. Вначале он пришел с купцами на
Русь, и были они велеречивы, а потом стали злы и стали русичей притес-
И мы стали говорить: "Куда мы пойдем от них? Где будем мы вольны-
ми? Мы сиры весьма, и рука божеская от нас отвратилась, ибо тысячу
двадцать лет не могли мы сотворить Русь, и потому к нам пришли варяги
и забрали у нас эти места."
Мы сыновья великой Руси, которая создавалась от севера, так как
не было у нас иной возможности. Мы собрались в лесах ильмерских, куда
пришла небольшая часть людей из Киева, ибо в нем уселись варяги, кото-
рые суть - хищники, повесившие Свентояров. И сделали они это, чтобы
увидели мы тело боярина Гордыни нашего, который поразил готов вместе
со Скотичем. И было это славное деяние после прихода славянских людей
на Русь после десяти столетий и трех лет, ибо, наглея и грабя, они на
нас напали. И было это, когда Свентояр, один из князей, которого выб-
рали борусичи в Русколани, взял русколан, и (алан?), и борусов, и воо-
ружил их, и пошел на готов из Воронежца, и было их десять тысяч отбор-
ных конных воинов и ни одного пешего. И так набросились на них, и была
сеча злой и краткой. И она становилась все суровей к вечеру, и готы
1) После тысячи трехсот лет от Карпатского исхода Аскольд
И так вели мы роды, куда говорила птица. Греческая лиса хитростя-
ми отвернула нас от трав наших, объяснив нам, что солнце нам вредит.
Но и тут количество (народа) у нас умножилось, а не уменьшилось.
И вот после тысячи трехсот лет от Карпатского исхода Аскольд злой
пришел к нам. Тут согнулся народ мой от ладони его, и сделал он так,
что любой пошел под стяги наши. Захвачены врагами мы можем быть на Ру-
си, но Сварог- Бог наш, а не иные боги, а без Сварога мы не имеем ни-
чего, кроме смерти. А она не страшила нас, коль мы на нее были обрече-
ны, ибо Сварог звал нас, и мы шли к нему. И вот мы шли, ибо Матерь Сва
пела песнь ратную, и должны мы были ее слушать, чтобы не пришлось от-
давать грекам наши травы и скот наш. А они нам каменья дают грызть,
потому что у нас зубы очень твердые и острые.
Это нам говорят сами враги, что мы страшно рычали по ночам на лю-
дей, которые суть греки. И спрашивали нас народы: кто есть мы? И мы
отвечали им, что мы- люди, не имеющие края и правят нами греки и варя-
ги. И что же мы поведаем детям нашим, которые будут нам плевать в гла-
за- и будут правы? И вот дружина собралась под наши стяги, и скажем мы
всякому, что не должны мы есть, будучи на поле брани, чтобы мы отбира-
ли греческую еду, а не брали то, что не съедим (с собой). Ибо Матерь
Сва поет над нами, и должны мы стягам нашим дать трепетать на ветру, и
коням нашим- скакать по степям. И подняли мы прах военный за собой и
дали врагам вдохнуть его. И в тот первый день сечи имели мы двести
убитых за Русь. Вечная им слава! И приходили к нам люди, но не имели
: и справить тризну славную по врагам.
Налетим соколами на Хорсунь, чтобы взять еду, и добро, и скот, но
не будем греков полонить. Они же нас знают как злых, но мы- добрые на
Руси. И не будет с нами тот, кто, взяв чужое, говорит, что делает доб-
ро. И не будем мы такими, как они, ведь нас ведет наша Ясунь, и потому
постараемся трудами нашими победить всех врагов до единого.
Словно соколы нападем на них и бросимся в битву, ибо Матерь Сва
поет во Сварге о подвигах ратных. Мы ушли от своего дома, и потекли мы
на врагов, и дали им отведать русского меча, (и увидели они) как секут
Не говорите же, что мы не могли ничего иного делать, а только ид-
ти вперед. Не должны мы это говорить, ибо не могли мы повернуть вспять
перед Матерью Сва. И быстро мы шли, а кто быстро идет, тот имеет сла-
ву, а кто идет потише, на того вороны каркают и куры кличут. Но мы не
И это иным научение, они теперь будут знать, что Правь в союзе с
нами, а Нави мы не боялись, потому что Навь не имеет силы против нас.
И потому мы должны были стараться и молить богов о помощи в трудах
И вот Матерь Сва бьет крылами о подвигах ратных и о славе воинов,
которые испили воды живой от Перуницы в крутой сече. И эта Перуница
прилетала к нам, и она давала рог, полный воды жизни вечной, (любому)
воину нашему, пораженному мечом и потерявшему буйную голову. И так
смерть мы не имели, но имели жизнь вечную, и братья- вожди трудились
2) Аскольд и Рюрик по Днепру ходят.
И вот мы покорились иным, потому что был голод и мы были сирыми и
нищими. Те же железо наточили, чтобы наши животы вспороть. От этого
все и произошло, и потому Аскольд и Рюрик по Днепру ходят и людей на-
ших вызывают на бой. Но так как мы Дира имели у себя, мы не хотели са-
ми идти к ним. И это будет нам уроком, чтобы мы осознали наши ошибки,
чтобы все было иначе в наше время. И вот Аскольд воинов своих посадил
на ладьи и пошел грабить в другие места. И стало так, и пошел он на
греков, чтобы уничтожить города их и приносить жертвы богам в их зем-
лях. Но нам не следует делать так, ибо Аскольд не русич, а варяг, и
хочет он попрать мощь русскую, но погибнет, делая зло. И Рюрик не ру-
сич, потому что он, как лис, рыскал с хитростью в степи и убивал куп-
цов, которые ему доверялись. Мы на старые погребалища ходили и там
размышляли, где лежат наши пращуры под травой зеленой. И теперь мы по-
няли, как быть и за кем идти.
3) Отвадьте Рюрика от земель наших!
Было возвещено от Матери Сва, что будущее наше- славно. И мы при-
текали к смерти, как к празднику. Было предсказано это нам в старые
времена, когда у нас были храмы свои в Карпатах, когда мы принимали
купцов- арабов и иных. И те гости почитали Радогощ, и мы брали в те
дни пошлину и собирали ее честно, потому что чтили богов. И нам было
повелено чтить их. И мы имели на то указание в наше время, чтобы мы не
принимали шаткую (веру) и отцам нашим почести воздавали, а не просто
от безделья приходили к деревьям.
И будут руки наши утруждены не от плуга, а от тяжелых мечей, так
как нам повелено идти к границам нашим и стеречь их от врагов.
И вот дымы, воздымаясь, текут к небу. И это означает скорбь вели-
кую для отцов, детей и матерей наших. И это означает- пришло время
борьбы. И мы не смеем говорить о других делах, а только об этом. И вот
пришли варяги к Днепру, и забрали землю нашу, и увели людей. И земля
теперь под ними. Не угоняйте людей! А если не согласитесь на это, исп-
робуете наши мечи. Отвадьте Рюрика от земель наших, гоните его с глаз
долой туда, откуда пришел.
И вот границы наши врагами сокрушены, и землю нашу попирает враг.
И это обязанность наша (защищать землю), и мы не желаем иной рати.
4) Аскольд и Дир уселись как непрошеные князья.
Греки хотят нас окрестить.
Время было весьма спокойное, дни же те были ясные, и сушь была у
нас суровая. И потому жатва та не уродилась, и мы ушли в иную землю и
Русь была растоптана греками и римлянами, которые шли по берегам
морским до Сурожи. И там создали они сурожский край, ибо там был град
Сурож, подданный Киеву. И было это создание не добрым, а злым, потому
что из-за него начались битвы.
И тут впервые варяги пришли на Русь. Аскольд силою разгромил на-
шего князя и победил его. Аскольд, а после него- Дир уселись у нас как
непрошеные князья. И они начали княжить над нами и стали вождями само-
го Огнебога, очаги хранящего. И потому отвратил он лик свой от нас,
что мы имели князя, крещенного греками. Аскольд- темный воин и так се-
годня греками просвещен, что никаких русов нет, а есть варвары. Но мы
могли это осмеять, так как были же кимры, также наши отцы, и они рим-
лян потрясали, а греков разметали, как испуганных поросят!
Тот вождь предлагал каждому по его потребности. Но тут наступала
или засуха или иная беда. А этот Аскольд приносил жертвы чужим богам,
а не богам нашим, как было заведено отцами нашими- и не должно быть по
А греки хотят нас окрестить, чтобы мы забыли богов наших и так
обратились к ним, чтобы стричь с нас дань, подобно пастырям, стекаю-
Не позволяйте волкам похищать агнцев, которые суть дети Солнца!
Трава зеленая- это знак божеский. Мы должны собирать ее в сосуд для
осуривания, дабы на собраниях наших воспевать богов в мерцающем небе и
отцу нашему Дажьбогу жертву творить. А она в Ирии уже священна во сто
крат.