Выходя в холодную погоду из дому, славяне
— и женщины, и мужчины — надевали поверх рубах длинные, тёплые одеяния из
сукна. Назывались они «свитами», от слова «свивать» — «одевать», «кутать», В
письменных источниках свиты упоминаются начиная с XI века, а существовали,
надо думать, и раньше. Покрой древних свит, к сожалению, в точности нам не
известен. Судя по всему, длиной они были примерно до икр, довольно плотно
облегали фигуру («поясом притяжена к телеси...»), рукава были снабжены
обшлагами, а ворот — отложным воротником. И то и другое, конечно,
вышивалось, причём вышивка у мужчин и у женщин была, скорее всего,
различной. Края одежды нередко обшивали согнутыми вдоль полосками тонкой
кожи, чтобы уберечь от преждевременного износа, — такие полоски были найдены
при раскопках древнего Пскова в слоях XI века. А вот застёгивались свиты, по
мнению учёных, с помощью петлиц, а не прорезных петель, как больше принято
ныне. Петлицы считаются характерной деталью древнерусской одежды.
Носили и короткие, немного ниже талии,
одеяния типа свит. Назывались они «жупанами». На слух это слово кажется нам
каким-то чешским или польским, и тем не менее оно очень старое,
древнерусское. Учёные относят его к древнейшему, «праславянскому» периоду
развития языка.
Помимо сукна, любимым и популярным
материалом для изготовления тёплой одежды у славян были выделанные меха.
Мехов было много: пушной зверь в изобилии водился в лесах, так что,
например, медвежий мех, «медведина», считался дешёвым и малоподходящим для
одежды знатного человека. Русские меха пользовались заслуженной славой и в
Западной Европе, и на Востоке. Кроме того, славяне с незапамятных времён
разводили овец, так что тёплый овчинный «кожух» был доступен (в отличие от
современной «дублёнки») каждому. Недаром «кожух» — тоже древнейшее,
праславянское слово. Первоначально оно, по всей видимости, обозначало вообще
одежду из кож и мехов — не исключено, что кожухами называли также и меховые
либо кожаные плащи. Однако чаще кожух был всё-таки одеждой с рукавами и
застёжками.
Шили их, как правило, мехом вовнутрь.
Простые люди носили «нагольные» кожуха, то есть сшитые кожей наружу. Богатые
покрывали их сверху нарядной материей, иногда даже византийской парчой —
золототканым шёлком. Понятно, что такие красивые, дорогие одежды надевали не
только ради тепла. Следует помнить, что в языческой древности мех считался
магическим символом плодородия и богатства (реальным признаком богатства он
тогда, в силу своей общедоступности, являться не мог). Например, Змей Волос
наших легенд, существо, способное дарить людям «золото-серебро», оказывается
по-змеиному чешуйчатым и одновременно... мохнатым. Подобные воззрения не
являются исключительно славянскими. Мифология скандинавов, описывая
«родоначальника» всех свободных земледельцев, совсем не случайно рисует его
невесту «в платье из меха»...
Так что в каких-то торжественных случаях,
требовавших поддержания престижа или привлечения магических сил, славянские
«нарочитые люди» и летом могли облачиться в меха: это должно было
способствовать и их личному благополучию, и процветанию всего племени. Такое
обыкновение оказалось очень живучим, продолжая существовать и тогда, когда
мифологическая причина была уже позабыта. Взять хотя бы знаменитые боярские
«сидения» в шубах и меховых шапках. А ещё в конце XIX века девушки ходили в
хоровод — своего рода «выставку невест» — даже в летнюю жару часто в шубах,
стремясь вернее привлечь внимание женихов. А молодожёнов непременно сажали
на расстеленный мех, чтобы новая семья была многодетной, а дом скорее
сделался «полной чашей»...
Впоследствии долгополые кожухи стали
называть «тулупами» или «шубами», а те, что были длиной по колено или
короче, — «полушубками».
О слове «тулуп» учёные спорят. Кто-то
считает его исконно славянским и родственным «туловищу». Кто-то выводит его
из татарского, казахского и даже алтайских языков, в которых похожее слово
обозначало «кожаный мешок из одной цельной шкуры». Как бы то ни было, из
древнерусского языка «тулуп» попал в Польшу и даже... в Швецию, на другой
берег Балтийского моря.
А вот о слове «шуба» языковедам доподлинно
известно, что первоначально оно принадлежало арабам и значило просто
«верхняя одежда с длинными рукавами». Не вполне ясно только, какими путями
оно распространялось в Европе. Часть филологов полагает, что славяне
заимствовали его у германцев, часть — что германцы, наоборот, переняли его у
славян...
Ещё одним распространённым видом меховой
одежды, как пишут этнографы, была безрукавка. К сожалению, у нас нет ни
изображений, ни описаний её в древних источниках. Зато мы доподлинно знаем,
что безрукавки носили' наши близкие соседи, например скандинавы. А у горных
пастухов Украины сохранился исключительно старый тип безрукавки — не сшитый,
но сделанный из одной цельной шкурки овцы. Всё это даёт право предполагать,
что и славянам безрукавки наверняка были знакомы.
[Вернуться к списку...]