Древняя Индия

 

 

 
Боги ведрусовДухи и существа

Религии Древней Индии

           С каждым очередным «погружением» в религиозные верования отдельных народов всё более и более прихожу к выводу, что корни всех ближневосточных и европейской религиозных традиций восходят, в конечном счете, к единому общему истоку и, что развитие монотеистических религий шло в едином русле, с точки зрения структуры мышления, основных понятий и ценностных ориентацией, но они отпочковались от более древней традиции. В процессе анализа исторического развития невозможно было сделать иного вывода, да и трудно было ожидать иного: все монотеистические религии, включая и ислам – порождение единой генеральной ближневосточно-средиземноморской цивилизации. А эта цивилизация – в лице всех её основных очагов (древнеегипетского, месопотамского, античного, иудейского, римско-христианского) – весьма отлична от изначальных верований, включая индийские, с характерными для них глубиной философского анализа, утонченной абстрактности мысли, впечатляющей практики аскезы и йоги.

          Многие исследователи религиозных традиций утверждают, что основы религиозных систем Индии были результатом синтеза влияние шумеров, отчетливо прослеживаемое в городских центрах Мохенджодаро и Хараппы, и нашествие ариев. Влияние шумерской цивилизации отражено в ряде мировоззренческих систем и может быть связано с попыткой распространения единого религиозного миропонимания с целью приведения к единой власти. Арийское нашествие – один из аспектов широкого исторического процесса миграции индоевропейских племен – сыграло важную роль внешнего толчка, способствовавшего резкому ускорению развития древнеиндийской цивилизации, причем в ходе этого процесса этнос, язык и религия ариев играли доминирующую роль.

          Древние арии – как и их европейские сородичи (предки германцев, славян, древние греки) или иранцы – одухотворяли и обожествляли животных, растения, явления природы. священные тексты ариев на рубеже II-I тысячелетий до н.э. были оформлены в канонические тексты в виде вед. Само понятие «веды» (от корня «ведать») – это самхиты (сам хиты – сборники) священных песен и мантр, торжественных гимнов и магических заклинаний, использовавшихся при ритуалах. Они разделяются на четыре вида.

          Первая и важнейшая из них – Ричведа (еще её называют Рикведа – от слов «речь, реку, то есть Изреченная (Рекомая) Веда; в силу ряда причин, обусловленных иностранным засилием, в современном русском языке она подается в искаженном виде в форме Ригведа). Эта самхита состоит из 1028 гимнов, собранных в 10 разделах-мандалах. В гимнах Ричведы содержатся славословия в честь важнейших богов, в торжественно-возвышенном стиле воспеваются их деяния, родственные связи, великие потенции и основные функции.

          Вторая веда, Самаведа , - это самхита песнопений из 1549 песен, в основном (кроме 75) повторяющих гимны Ричведы, варьирующих темы этих гимнов.

          Третья веда, Яджурведа, имеет несколько вариантов самхит, принадлежащих различным школам. Четыре варианта известны под наименованием «Черной Яджурведы». Состоит она из жертвенных формул-заклинаний (яджус) и кратких прозаических комментариев к ним. Две другие самхиты этой веды («Белая Яджурведа») состоят преимущественно из гимнов (около 2000, разделенных на 40 глав). Содержание Яджурвед в основном также повторяет Ричведу.

          Четвертая веда, Атхарваведа – позднейшая из вед, получившая название от жрецов-атхарванов, состоит из 731 заклинания в 20 частях.

          Разделение схожих текстов на четыре группы не было случайным. Оно соответствовало разделению жреческих функций на церемонии обряда. Во время такого обряда хотар, знаток Ричведы, призывал богов, произнося соответствовавшие случаю гимны. Следом за ним удгатар, знаток Самаведы, сопровождал обряд необходимыми песнопениями. Обряд исполнял адхварью, знаток Яджурведы, сопровождая его необходимыми формулами и заклинаниями. Представитель высшего жреческого сословия брахман контролировал церемонию в целом.

          Объём главы не позволяет подробно остановиться на функциях всех богом арийского пантеона, потому вкратце остановлюсь лишь на основных, которым приносили жертвы арии древней Индии. Старейшим из них, хотя и не самым популярным и могущественным, был Дьяус (Дья-ая), бог Неба, отец богов, аналогичный по статусу и имени не только древнегреческому Зевсу, но и латинскому понятию «бог» (Дьяус – Зевс – Деос – Теос). Он и его жена, богиня Земли Притхиви, считались прародителями мира, богов и людей.

          Наиболее популярной фигурой ведического пантеона был их первенец Индра (Инд-Ра), бог солнца, света, тепла, дождя и бури, мудрец и воин, повелитель вселенной, гроза демонов, универсальный владыка. Воспеванию его доблести и деяний посвящены 250 гимнов Ричведы.

          Практически второй фигурой ведийского пантеона был Агни, бог огня, воплощение тепла и солнечного огня, как жертвенного пламени на Земле и домашнего очага. Агни считался покровителем семьи и дома, дарителем счастья и здорового потомства, посредником между землёй и небом, людьми и богами. В его имени четко слышится наше множественное число от слова «огонь» в устном произношении. Вечно молодой и благожелательный Агни был наиболее любимым в народе. Ему посвящены 200 гимнов Ричведы.

          Достаточно важное место в ведическом пантеоне занимал Сома, ему приписывали чудодейственную сверхъестественную силу.

          Такую же силу приписывали арии и некоторым другим богам, менее широко представленным в Ричведе, но также обладавшим немалым могуществом. Среди них – бог Солнца (Небесной силы, льющейся вниз) Сурья (ему же приписывается дар людям солнечного напитка сурьи, получаемого в результате «заигрывания» с солнцем фруктового и травяного питья).

          На некотором этапе божество света и дня Митра превратился в одного из самых почитаемых богов не только индийского пантеона: мало кому известно, что в римской империи христианство пришло на смену митраизма, что лишний раз подтверждает изначальное единство всех верований и их искусственное разделение жрецами с целью управления народами под лозунгом «Разделяй, стравливай и властвуй!».

          Его противоположной ипостасью, но не конкурентом был бог Варуна (бог ночи, хранитель вечного порядка, знающий обо всех, наказывающий виновных и прощающий раскаявшихся), которому во времена распространения чуждых верований был придан негативный оттенок ночного похитителя имущества.

          Следующим из наиболее почитаемых богов был Рудра (покровитель ветра и разрушительных сил, а также владыка лечебных трав, покровитель целителей). К слову сказать, и здесь была внесена особая деталь в настои трав: их стали изготавливать на основе пьянящих напитков. Потому и стали называть здравомыслящие представители народа «травой» (с ударением на первый слог).

          Менее известными и почитаемыми были жены богов, чаще именовавшиеся по мужу (Индрани, Варунани, Агнайи). Лишь немногие из богинь (Ушас, Сарасвати, мать вед Вач) играли самостоятельную роль в пантеоне.

          Как и у других народов, у ариев были божества второго порядка – полубоги, из которых наиболее известны апсары – аналог греческих нимф. Апсары соблазняли богов и героев, давая от них потомство, но более и охотнее всего – аскетов-отшельников, которые «впав в грех», теряли тем самым приписывавшуюся им сверхъестественную силу, власть в мире богов. Среди полубогов и героев арии выделяли также небесных певцов (гандхарвов), танцовщиков, часто принимавших хорошо известный по греческой мифологии облик кентавров (полулюдей-полулошадей).

          Человеку мало-мальски знакомому с арийской мифологией совсем не составляет труда понять различную терминологию, пришедшую в наш язык из ведической культуры. Так не нуждаются в переводе на современный русский язык такие понятия как «хатха-йога», «тантра-йога» и т.п., отражающие элементы утерянной культуры нашим народом, имеющим непосредственную связь с древними ариями. Имена богов Индры, Рудры, Крышеня, Вышеня встречаются, как в индийском пантеоне, так и в южно-славянских землях.

          В связи с возрастанием количества представителей жреческих сословий, пропорционально их количеству возрастает число храмов, вводятся в пантеон новые божества, уже неарийские по происхождению. К их числу относятся большое количество богинь, как доброжелательных, так и приносящих вред (обнаженная Арати, представительница «земляных» божеств, присасывающаяся к спящим мужчинам и отнимающая у них силу, напрямую указывает на возросшие контакты с представителями аравийских народов; богини болезней и несчастий Апва и Ниррити). В числе вновь появившихся – большое количество божеств абстрактно-отвлеченного характера, божеств-понятий, божеств-категорий, что явно свидетельствует не только об усилившейся тенденции к магии, но и о возникновении среди жрецов интереса к разработке философских абстракций. Речь идет о появлении таких богов, как Вена (в него все погружается, из него все возникает; его почитателей начинают называть «венетами»), Кала (время), Кама (любовь, сексуальная практика), Скамбха (жизнь). Но самое интересное в том, что на первое место среди этих божеств-понятий в поздневедический период всё более явственно выдвигается Брахман (Брахман-абсолют, Брахман-жертва, Брахман-магия и символика обряда). С этого этапа религия вед заменяется брахманизмом.

          Опыт показывает, что формирование этой религии сопровождалось резким повышением статуса самих брахманов. В Шатапатхе сказано: «Есть два вида богов, те, что являются богами, и те, что поют славящие их гимны. Между ними следует разделять жертву: богам жертвенные дары, а человеческим богам – учёным брахманам – награду» (Шат., 2, 2, 6; 4, 3, 4). Заручившись подобными элементами религиозного законодательства, брахманы за совершение ими обряда жертвоприношения стали получать соответствующую плату, иначе считалось, что без этого жертва бесполезна. В соответствие с брахманами-комментариями было установлено четыре формы платы: золотом, быками, лошадьми и одеждой. Сами же брахманы должны были свято блюсти четыре основных принципа: быть подлинно брахманского происхождения (никакого смешения с представителями других варн, позже – каст); вести себя подобающим образом; учиться в школах брахманов и блистать учёностью; помогать людям в форме совершения обряда жертвоприношения.

          Проведение в жизнь «своих» законов поставило брахманов в исключительное положение: их имущество никто не смел тронуть, даже правитель, их жизнь считалась неизмеримо дороже любой другой, а при их тяжбах с представителями иных варн решение в пользу брахмана выносилось автоматически: брахману просто нельзя было не доверять или противоречить. Одним словом, жрецы-брахманы стали доминировать в индийском обществе, разработав «под себя» законодательную базу. С этой целью и разрабатывались ими основы брахманизма, которые базируются на древнейшем учении Каббала (управление).

          Знаменитый Будда из рода Сакьев (белых людей) был одним из первых людей, который вернул народы к изначальной вере, подменив некоторые положения, и выведя на новый уровень учение о личности. Взяв за основу древнейший политеизм, и указав его преимущества перед брахманизмом, он внес элемент о божественных возможностях самого человека, проходящего череду перевоплощений. В ходе этих перевоплощений человек проходит путь от простого к сложному. Его духовная сущность может вселяться в процессе перевоплощений в любое из низших животных, восходя со временем к божественной личности, которой не позволено управлять стихиями. «Протест» Будды против брахманизма привел к потере значительной части власти этой категорией и приобретению реальной власти светскими правителями.

          С целью дальнейшего укрепления собственной власти брахманами был разработан обряд дикши , цель которого – разделить индивида на материальную оболочку и духовную, бессмертную субстанцию. Считалось, что тот, кто совершил этот обряд, тем самым получал право на второе рождение, т.е. становился «дваждырожденным». Это нашло отражение в «священных» текстах: «человек рождается лишь частично, только благодаря жертвоприношению он действительно рождается». В текстах-брахманах встречается описание многих обрядов, причем магия жеста и слова, символике ритуала придавалось огромное значение. Иногда магия и символика граничили с эротикой, что по мнению специалистов, открывало путь для сложившегося после тантризма.

          В более поздних комментариях-брахманах, наряду с описаниями обрядов и магических символов немалое место занимают умозрительные абстракции, элементы философского анализа – достаточно вспомнить о Брахмане-абсолюте. Еще больше такого рода абстракций содержалось в примыкавших к брахманам араньяках (лесных книгах), текстах для отшельников-аскетов. Эта категория изначально была создана для «высылки» за пределы храмов потомков служителей культа низшего порядка, которых не могли здесь содержать в качестве «лишних» ртов. Они пожизненно оставались служителями идеи, неся в народ идеи скромного потребления пищи и аскезы в целом, чтобы народ мог сохранить для передачи брахманам свои накопления.

          Подводя некоторые итоги этого скромного исследования, можно сделать некоторые выводы:

1.      Система верований древней Индии базировалась на знаниях и традициях, привнесенных в эти земли арийскими народами.

2.      Со временем в этих верованиях появляется элемент «богоизбранности», созданный самими служителями культа с целью управления народами.

3.      В процессе дальнейшего развития верований происходит «приватизация» жрецами всей полноты власти, включая бытовую сферу деятельности человека.

4.      С подобной ситуацией не может мириться обираемый народ, но его борьба не приносит желаемого результата, пока её не возглавляет представитель царского рода, заручившийся поддержкой соседних правителей.

5.      «Элита» с помощью народа и новой религиозной концепции ограничивает власть жрецов-брахманов, что позволяет ей перераспределить полученные блага.

6.      Народ, как и прежде, остается в сетях рабства, но получает взамен идею самоудовлетворённости или иллюзию блаженства.

[Наверх ...]

[Вернуться к списку...]

Хостинг от uCoz