|
Боги древней Руси
Бог-кентавр Китоврас
Наверное,
наиболее известными из всех дохристианских богов Руси доныне остались,
как ни странно, не Род, Сварог или Перун, а кентавр Китоврас и
покровительница женщин Мокошь. Лишь их знают по именам и лепят из глины.
Это расписные свистульки, в которые может подуть каждый желающий: люди
верят, что этот свист отгоняет нечистую силу.
Легенды о Китоврасе относятся к древнейшим временам общеарийского
единства и потому известны многим народам. В Индии это предания о
Ганд-харвах, в Иране — о Гандарве, в Греции — о Хироне, в Скандинавии —
о могучем великане, построившем с помощью своего богатырского коня город
богов Асгард. В мифах семитских народов — это демонический помощник царя
Соломона. Кельты многие деяния Китовраса приписали Мерлину, в частности
волшебное пересенесение по воздуху из Ирландии на Британские острова
камней Стоунхенджа.
Каково же изначальное предание? В «Книге Коляды» повествуется о том, как
Месяц, истомившись одиночеством, решил похитить у бога Хорса его жену —
прекрасную Зарю-Заряницу. Самому ему это было не силам, и потому решил
Месяц обратиться за помощью к волшебнику Китоврасу, обитавшему в
Кавказских горах. Просто просить о помощи нельзя — откажет. Значит, надо
его заставить, но как? Месяц обратился к жене Китовраса, русалке, и
спросил, как одолеть ее хитромудрого мужа.
Она и рассказала, что кентавр
большой любитель вина, а когда напьется, то с ним может справиться даже
ребенок. Месяц наполнил все колодцы вином. Китоврас захмелел, месяц
связал его и согласился отпустить, лишь когда тот дал клятву, что
похитит Зарю.
Китоврас построил летучий корабль и отправился на нем в сияющий дворец
Зари. Потом уговорил ее покататься на нем и, как только доверчивая
богиня взошла на корабль, что есть духу полетел к Месяцу. Преступление
открылось тут же. Хорс немедленно ринулся в погоню за украденной женой.
А вслед за ним — все Сварожичи. Зарю вернули, а Месяца примерно
наказали: Семаргл разрубил его пополам. И как только тот, залечив рану,
опять разрастается, Семаргл вновь бьет его мечом.
Как ни оправдывался Китоврас, что Месяц силой заставил его пойти на это
коварство, досталось на орехи и ему. Во искупление содеянного должен был
кентавр построить у священной горы Эльбрус беспримерный храм в честь
Всевышнего. Впрочем «построить» — неверное слово, храм нужно было
вытесать из цельного камня Алатыря, без применения железа (железом
нельзя было прикасаться к искрящемуся белому камню). Даже волшебнику
Китоврасу такое было не по силам. Так он и сказал Хорсу. Пришлось
обращаться за помощью к могучей птице Гамаюн, чьи когти были острее
любой стали. Общими усилиями они и создали каменное чудо. В «Книге
Коляды» даны его точные размеры: в длину — 60, в ширину — 20, в высоту —
30 локтей.
Если
учесть, что локоть — это мера длины, равная 38—46 сантиметрам, то
параметры получились немалыми: почти 30х10х15 метров. Но задача была не
в том, чтобы поразить размерами здания. Храм был построен высоко в
горах, практически в поднебесье. Стоял он на восьмидесяти столбах,
вокруг него был разбит Ирийский, то есть, райский, сад, окруженный
оградой из чистого серебра. Внутри стены храма были украшены золотом и
самоцветами. Створки 12 дверей и 12 окон были сплошь покрыты узорами из
сердоликов, топазов, изумрудов, халцедонов, сапфиров и других
драгоценных камней. Когда лучи света падали на эту бесценную мозаику, то
казалось, что ее сюжеты оживают: вспархивают с ветвей и отправляются в
полет птицы, звери идут в высоких травах между деревьями, чьи листья
трепещут на ветру. Возле храма и чудесного сада на Эльбрусе был построен
арийский город, вход в который открыт всем желающим. Описание его дано в
знаменитой иранской поэме «Шах-Наме»:
Ты скажешь: не город — языческий храм:
Цветами, парчой все украшено там...
Раскинулся город как рай перед ним,
Пленяя невиданным блеском своим...
Сокровища всюду: там — клад золотой,
Здесь лалы и жемчуг слепят красотой...
В алмазных уборах, нарядны, стройны,
Красуются девы свежее весны.
Храм Солнца, построенный Китоврасом с помощью птицы Гамаюн, запомнился
многим народам. Во-первых, как мы уже сказали, все пересказывали
предание на свой лад: то это Асгард, то город, возведенный Белыми
духами, то Первый храм, то Стоунхендж. Во-вторых, он запомнился как
небесный град, обитель богов и праведников. Иными словами, рай на земле.
В-третьих, русские храмы, как каменные, так и деревянные, строились в
подражание эльбрусскому храму: стены украшались резьбой с изображением
птиц и зверей; алтарь получил имя от священного камня Алатыря; церковный
светильник назывался по имени древнего бога — «Хорос» и даже амвон,
откуда проповедовал священник, происходит от древнего слова «мовь» —
«говорить».
Упоминание о Китоврасе позволяет довольно точно определить время
постройки храма — это эра Стрельца, то есть 20— 19 тысячелетие до н. э.
В последующие времена храм многократно разрушался — от природных
катаклизмов, воинских набегов и сопутствующих им разграблений. Его
восстанавливали и... уничтожали вновь. Согласно зороастрийским
преданиям, он существовал еще во 2 тысячелетии до н. э. и был захвачен
легендарным царем Рустамом. Есть косвенные сведения и у античных
авторов. Последнее упоминание о храме Солнца относится к IV веку до н.
э. Затем волны гуннских и готских переселений стерли последние следы
небесного града. Но еще в X веке н. э. историк и путешественник
Абу-л-Хасан ибн ал-Хусейн ал-Масуди писал:
«В славянских краях были почитаемые здания. Между другими было у них
здание на горе, о которой писали философы, что она одна из высоких гор в
мире (то есть речь идет об Эльбрусе — высочайшей горе Кавказа). Об этом
здании существует рассказ о качестве его постройки, о расположении
разнородных его камней и различных их цветах, об отверстиях, сделанных в
верхней его части, о том, что построено в этих отверстиях для наблюдения
за восходом Солнца, о положенных туда драгоценных камнях и знаках,
которые указывают будущие события, о раздающихся звуках в его куполе и о
том, что постигается при слушании этих звуков».
|