Малоизвестные Боги
Жива -
богиня жизни и плодородия По семантике близко к слову "жизнь" и связана с
достатком - нажива, пожива.
Доля,
Среча, Встреча, Счастье - пряха, помощница, младшая сестра Макоши-Яги,
дающая
благо и счастье людям. Одна из жён бога Суда, при смерти человек ,
если он дружил с дочерью Суда и Доли - Правдой – попадает в небесное царство
Рода
Недоля, Несреча, Злосчастье - пряха, помощница, средняя сестра Макоши-Яги.
Одна из жен бога Суда, при смерти человек, если он дружил с дочерью Суда и
Недоли- Кривдой – попадает в подземное царство Мары.
Порвата - богиня весны. Этимологически связана с Поревитом, Поренутом и
Прове. Возможно, связана этимологически с Парвати, женой Шивы (Велеса)
Летница - богиня, жена Перуна согласно, она же, вероятно, Перуница,
Громовица.
Проно,
Прово, Прове - бог права, бог дубовых рощ, его день - вторник (хотя у Перуна
- четверг), почитался ваграми, бог альденбургской земли (Гельмольд,
"Славянская хроника" 1157-1170-е): "... мы отправились дальше по Славии в
гости к одному могущественному человеку, имя которому было Тешемир, ибо он
приглашал нас к себе. И случилось, что по дороге мы пришли в рощу,
единственную в этом краю, которая целиком расположена на равнине. Здесь,
среди очень старых деревьев мы увидели священные дубы, посвященные богу этой
земли - Прове. Их окружал дворик, обнесенный деревянной искусно сделанной
оградой, имевшей двое врат. Все города изобиловали пенатами и идолами, но
это место было святыней всей земли... Славяне питают к своим святыням такое
уважение, что место, где расположен храм, не позволяют осквернять кровью
даже во время войны."
Денница - богиня зари, сестра Хорса, соотношение то же, что у Гелиоса с Эос.
Прия -
богиня любви по "Mater Verborum" (либо богиня весны в четверке Прия - весна,
Спожина - лето, Овсень - осень, Сива - зима), ее день, как и у Макощи -
Пятница, но металл - медь или бронза, а камень - изумруд..
Подага
- зап.-слав., "... у славян имеется много разных видов идолопоклонства.
Ибо не все они придерживаются одинаковых языческих обычаев. Одни прикрывают
невообразимые изваяния своих идолов храмами, как, например, идол в Плуне,
имя которого Подага..."("Славянская хроника" Гельмольд), возможно,
женская ипостась Огня-Сварожича или Даждьбога.
Желя,
Жля - богиня печали, плача, это скорбь по умершим, сакральные погребальные
обряды.
Своба
- богиня лесов, "Mater Verborum".
Купала
- летний бог, бог влаги (росы), "Густинская летопись". Получил необычное
распространение у восточных славян, в ночь на Ивану Купалу идет соединение
огня и воды (с обязательным появлением животворящего пара и кипятка) и
творятся чудеса. В дополнении к разделу приводятся некоторые песни
празднества. В послании игумена псковского Елеазарова монастыря панфила
псковскому князю Дмитрию Владимировичу Ростовскому (согласно Псковским
летописям, 1505 г.) говорится о том, что в канун рождества Иоанна Предтечи
"чаровницы" — мужчины и женщины по лугам, болотам, лесам, полям ищут якобы
какие-то смертные травы "на пагубу человеком и скотом", "тут же и дивиа
корение копают на потворение мужем своим: и сиа вся творят действом дьяволим
в день Предтечев с приговоры сотанинскими". А в самый праздник Предтечев,
совпадающий с летним солнцеворотом, собственно с Купалой, "во святую ту нощь
мало не весь град возмятется, и в селех возбесятца в бубны, и в сопели, и
гудением струнным, и всякими неподобными игры сотонинскими, плесканием и
плесанием, женам же и девам и главам киванием, и устнами их неприязнен клич,
вся скверные бесовские песни, и хрептом их вихляниа, и ногам их скакание и
таптаниа; ту же есть мужем и отроком великое падение, ту же есть на женское
и девичье шатание блудное им воззрение, такоже есть и женам мужатым
осквернение и девам растлениа. Что же бысть во градех и селех в годину ту —
сотона красуется кумирское празднование, радость и веселие сотонинское, в
нем же есть ликование... яко в поругание и в бесчестие Рожеству Предтечеву и
в посмех и в коризну дни его, не вещущим истины, яко сущии идолослужителие
бесовскии праздник сеи празноють"... "Сице бо на всяко лето кумиром
служебным обычаем сотона призывает и тому, яко жертва приноситца всяка
скверна и беззаконие, богомерское приношение; яко день рожества Предотечи
великого празнуют, но своим древним обычаем."
Коляда, Каледа - сезонный бог. Диаметрально противоположен Купале.
Знаменует сезонный поворот, прибытие света, умирание старого, приход
сильного-молодого. Связан с культом Велеса и шаманизмом. Идет ритуальная
смена пола и оборотничество, переодевание в лютого зверя - бера, тура и т.д
Джевана, Девана - дочь Перуна и Летницы, богиня лесов и охоты.
Скатия
- богиня охоты ,, имя созвучно со Скади – скандинавской богиней из асов.
Цеця,
Циза (Сiza) - богиня брака,
Лихо:
Особый разговор должен идти о Лихе, одноногом и одноглазом, которое может
быть и весьма древним самостоятельным божеством и ипостасью некоего древнего
божества, отметим лишь, что Луг обходит войска богов Дану, прикрыв один глаз
и поджав одну ногу. Известна карта Таро с тем же персонажем (в той же
магической стойке).
[Наверх ...]
[Вернуться к списку...]