|
Боги древней Руси
Перун
Перун — самый знаменитый
из братьев Сварожичей. Он бог грозовых туч, грома и молнии. Очень выразительный
портрет Громовержца дал Константин Бальмонт:
У Перуна мысли быстры,
Что захочет — так сейчас.
Сыплет искры, мечет искры
Из зрачков сверкнувших глаз.
Появление на свет Перуна ознаменовалось мощным
землетрясением. В древней «Книге Коляды» сказано: Загремели тогда громы на небе,
Засверкали тогда в тучах молнии, И явился на свет, словно молния, Сын Сварога
Перун Громовержец.
Не успел младенец подрасти, как его
похитил Скипер-зверь (то есть получеловек-полускорпион. Он подробно
описан в древней шумеро-вавилонской поэме о Гильгамеше. Скипер охранял
вход в потусторонний мир). Чудовище прихватило с собой и сестер Перуна
— богинь Живу, Марену и Лелю. Перуна Скипер погрузил в вековечный сон,
а богинь превратил в волосатых чудищ. Лада в горе призвала своих
старших сыновей и велела им немедленно отправляться на поиски Перуна и
сестер. Обернулись те в вещих птиц — Сирина, Алконоста и Стратима,
полетели по белу свету. Все облетели, не нашли и следа младенца Перуна.
Только заметили сидящего у входа в подземелье Скипер-зверя. Тот, при
виде Сварожичей, сразу скрылся. Поняли братья, где им искать пропажу, и
опустились в подземелье. Долго пробирались по мрачным проходам и
наконец увидели спящего непробудным сном Перуна. За минувшие годы он
вырос, стал мужчиной, да вот только пробудить его от мертвого забытья
никак не удавалось. Тогда послали Сварожичи птицу Гамаюн в Репейские
горы за святой сурьей — живой водой. Обмыли ею брата, и тот встал живой
и здоровый. Как пришел в себя Перун, так и сказал, что отомстит
Скипер-зверю и сестер обязательно отыщет. Немало препятствий он
преодолел в темном царстве Нави, со многими ужасами столкнулся, но все
же нашел Живу, Марену и Лелю, превращенных Скипером в чудовищ.
Расколдовал Перун сестер и отправился ко дворцу Скипера, что из людских
костей сложен был.
Крепко схватились они и долго бились. Наконец Перун поднял врага и бросил его
оземь. Расступилась Мать Сыра Земля и навсегда поглотила Скипера. После этой
победы Перун отправился в небесный мир — Правь. Там повстречалась ему прекрасная
дочь бога звездного неба Дыя (греки его называли Зевсом) и богини Луны Дивии —
Дива-Додола. Понравилась она Перуну, и предложил он юной богине выйти за него
замуж. Но ночная дева испугалась Громовержца, расплакалась и убежала прочь.
Перун же от задуманного не отступился и отправился следом за ней. Так он пришел
в дом Дыя и посватался к его дочке. Отец Дивы не сразу ответил жениху, а
пригласил его в дом побеседовать и отобедать. И, пока они беседовали, случилась беда: из Черного моря выползло чудище —
трехглавый змий. Увидел он Диву и решил ее похитить. Поднял шум, стал реветь и
крушить все вокруг. Услышали его Дый с Перуном и вышли из дворца. Оба Громовержца метнули в чудище
свои молнии и загнали змия на самое дно моря.
После этой битвы Дый согласился отдать дочь за Перуна. Вскоре они и свадьбу
справили. С тех пор Диву стали называть Перыней или Перуницей — женой Перуна. У них родилась дочь Девана.
Силой она пошла в батюшку, гордостью непомерной — в матушку. От обоих родителей
усвоила волшебные умения: могла в любого зверя оборотиться, в рыбу морскую и в
могучую птицу. Потому и стала великой охотницей.
Она скакала по лесам в сопровождении двух страшных волков, которые слушались ее,
как обычные собаки. Любую дичь добывала и не знала в своей забаве себе равных.
Потому Девана страшно возгордилась и решила завоевать небесную обитель богов,
скинуть с трона Сварога и самой править тремя мирами: Правью, Явью и Навью.
Узнал о ее планах Даждьбог и обо всем рассказал Перуну. Страшно разгневался
Громовержец и поспешил навстречу дочери. Завидел ее в лесу и зарычал
по-звериному. Сразу же лютые волки Деваны, поджав хвосты, в страхе бросились
прочь. Начал было Перун увещевать дочку, а та знай стоит на своем — захвачу
Правь, стану владычицей над мирами, а Сварог будет мне прислуживать. Ничего не
оставалось Громовержцу, как вызвать охотницу на бой. Выставили отец с дочерью
копья и понеслись навстречу друг другу на резвых конях. Скрестились копья и
разлетелись щепками. Взялись они за мечи, но и они сломались от мощи ударов.
Тогда обернулась Девана хищной львицей, бросилась с
рычанием на отца. А он стал могучим львом. Ударом лапы опрокинул ее на спину.
Тут, впервые в своей жизни, испугалась Девана. Превратилась в птицу и попыталась
было улететь, но Перун в облике орла настиг ее и швырнул вниз. Охотница
скользнула рыбой в воду, а Перун и на этот раз ее перехитрил: неводом выловил
дочь. Заплакала Девана, стала просить у отца прощения, поклялась впредь слушаться его.
На том они и помирились. Девана была известна многим народам. Греки называли ее
Артемидой и признавали, что Охотница — славянская богиня. Римляне, лишь чуть
переиначив ее имя, называли Дианой.
Многие приключения Перуна известны по мифам разных народов, сказкам и русским
былинам об Илье Муромце. В Новгороде было самое известное на Руси святилище
Перуна, построенное в виде колеса с шестью спицами, — громового знака.
Громовой знак был вырезан и на каждом славянском доме — как защита от молнии
Перуна.
По Френцелю - "Percuno, Deo tonitru &
fulguru". Поминается Перун также в "Поведании о (Мамаевом) побоище вел.
кн. Дитрия Ивановича Донского" вместе с Мокошем в числе языческих богов
нечестивых "татар". Но, скорее всего, сердобольный составитель
повествования записал в помощники к нечестивым основных языческих
богов, каких, несомненно, знал еще тогда - Мокоса(Велеса) и Перуна.
Надо признать, что среди сторонников князя Дмитрия Ивановича, тогда -
союзника другого хана Тахтамыша, были крещеные татары, а, может быть, и
не только крещеные. Разорение приемником Мамая Москвы в 1382 году
заставило всячески замалчивать этот факт в русской истории и подать
битву на Куликовом поле в интересах православной церкви. Металл Перуна - олово, его камень -
белемнит (чертов палец-перуновы стрелы), сапфир, лазурит; дерево - дуб,
бук. Связывался с плодородием, в православии соотнесен с Ильей
Пророком, как защитником явьего мира от навьего, литературно в позднее
время соотнесен с Зевсом, владеющим перуном. Соотносится с Перкунасом
балтов, Тором скандинавов, Таринисом - кельтов.
Итак, Перун, сын Сварога старший:
1. Бог грома и молний, как небесного огня
2. Покровитель воинов и княжеской дружины.
3. Бог-управитель, бог карающий за неисполнение законов.
4. Защитник Яви.
5. Податель мужской силы.
Символика капища - дубовый идол, камень, или два камня по обе стороны от кумира,
жертвенный огонь, возжигаемый перед кумиром, шестилучевое колесо на кумире,
символ молнии или стрелы, а то и собственно громовая стрела при кумире.
Вероятно, язычники не рубили живых деревьев под кумиры - живой, но старый,
мощный дуб уже был для них символом поклонения, нанеся на него золотой и
серебряной краской черты лица. Дуб, пораженный молнией почитался особенно и
обереги, посохи, жезлы, стрелы, сделанные из него считались лучшими хранителями
от Нави.
[Наверх ...]
|