Святочные дни, коляды
За солнцеворотом начинаются святочные дни, которые продолжаются до
6 января. Этих дней двенадцать, в согласии с числом месяцев в году. В
каждый вечер святок производились гадания с целью предсказать и закрепить
успех в конкретный месяц года. Работать в святочные вечера не полагалось.
От такой работы прибытка не будет. Наоборот: сведется хата, сгинет хозяйство.
Гадания производились всеми известными способами. Известные святочные гадания девушек о суженных, являются
лишь осколками древней гадательной системы. В частности, известны древние
гадательные чаши, в которые наливалась вода, и результат следовал из движения
зерна по водной поверхности. По краю таких чаш дана символика месяцев
года. Судя по символам, одни чаши должны были применяться для хозяйственных
гаданий, другие для предсказания в сфере любви, брака и рождения детей.
В святочные дни так же поклоняются нижнему миру: царице-Земле и Воде -
сестре Солнцевой, куда не проникает холод Морены. В первый день святок
благодарят воду за сохраненное тепло, омываются в проруби, посвящают вечернюю
трапезу Велесу как богу незамерзающих подземных вод. Чествуют в это время
и вновь народившееся Солнце.
Последующие святочные дни посвящены не только гаданиям, но и играм. В
бытность игры этого времени несли заклинательный смысл, сейчас уже не
читаемый. В играх деяния великих богов совершались людьми так, как люди
этого хотели бы на весь год. К этому времени относится игра в быка или
обряд "Турицы". Обряд связан с женам Велеса, данным нам в семи
звездах - Стожарах. Жены эти, очевидно, имеют статус богинь - рожениц,
а развлечение с ними рогатого Велеса есть ритуальный процесс совокупления
и магическая закладка того урожая, который через девять месяцев должен
лечь в закрома землепашца. Наряженный быком парень в котле с рогами и
с прорезями для глаз должен боднуть каждую девицу в такую часть тела,
что бы ей было больно и срамно. "Боднутая", выбывала из игры.
Когда дело подходило к концу, являлся Перун и палицей - дубинкой ударял
рогатого по голове. При этом нужно было расколоть котел, так, что и "Велесу"
доставалось.
2. Явившиеся на солнцеворот в наш мир боги обходят все дома и заключают
договор с людьми на год. Приводит их в наш мир проводник - Коляда, который
есть и воплощение Велеса, и самостоятельное божество. Он поворачивает
коло времени. Все двенадцать дней святок или коляд, славят Коляду и с
его именем на устах заключают договор. Остальные боги в это время приходят
гостями, а он один работает. Время великих богов еще наступит, и тогда
будет им честь по делу. Вместе с этим, коляда - это и само шествие богов
с неба на землю, и жертва, принесенная на солнцеворот.
Еще в семнадцатом веке царь Алексей Михайлович негодовал, что на рождество
по всей Москве народ окликает Коляду и Усеня (Овсеня), а на богоявление
- Плугу, поет бесовские песни, а бабы пекут животно скотское и птичье.
Царь велел это недоразумение запретить и кто такой Плуга - мы теперь уж
не помним, может быть, и есть божество силы землепашца, чей прообраз -
плуг присутствовал как ритуальный предмет под столом. Плуг на новый год
- это память о том, что в языческую бытность год начинался весной, перед
пахотой.
С одной стороны, плуг, как главное орудие землепашца, должен пониматься
как данное Сварогом орудие. С другой, Плуга - опять иносказательное имя
Велеса. Ему же принадлежит "скотское и птичье", которое раздают
колядникам, чтобы не переводился скот и птица в доме. Обряд этот пережил
Алексея Михайловича.
3. Приход великих богов есть духовное деяние, отраженное через обряд "коляды". Великие боги, или духи предков - в зависимости
от уровня сознания хозяина дома, приходят туда, куда приходят колядующие.
Им нужно обойти все дома, и каждый раз вызвать хозяина. Вызов этот начинался
с загадывания загадок - это выявляет своих и чужих, по ответу становится
ясно, к кому пришли колядующие и как им вести себя далее.
В числе колядующих есть "коза". Иногда это человек в маске козы,
иногда быка или коровы - символа зодиакального созвездия, в котором находилось
солнце при равноденствии, когда начинался год по древнему календарю. Коза
прославляется песнями за ее способность гнать нечисть и давать урожай.
В ритуальном колядном действии, коза по просьбе колядующих начинает исполнять
танец, но не слушается и ее бьют хлыстом. Согласие наступает, когда хозяева
одаривают колядующих "скотским и птичьим" - козульками, выпеченными
из теста. Это символически отражает пожертвование богам, после которого
силы Природы будут развиваться желанным путем в течение первой, рискованной
для человека, но посвященной белым богам, части года.
Есть в числе колядующих дед - колдун (жрец, или, быть может, сам Род):
это большой старик с горбом в старом одеянии с посохом. Есть цыган (Велес)
в армяке с хлыстом и музыкальным инструментом. Есть молодка - танцовщица
(Лель, или русалия). Есть певцы и всякий другой народ, наряженный волками,
медведями, лисами, быками, демонами, ведьмами, калеками. В прошлом водили
и действительных медведей.
Богоряженные колядники поют добрые пожелания хозяевам не своим голосом,
подчеркивая и видом, и делом принадлежность к миру духов. Они могут разыгрывать
миниатюры, давать любые импровизации. Бойкий юный хлопец (новый год) просит
хозяев впустить в хату. Этот вопрос задается из приличия и указания хозяину
наилучшего момента для этого дела. В действительности хозяин не может
не пустить, а колядующие не войти. Колядующие усматривают в своих действиях
обязанность. Эта обязанность бывает тяжелой, ибо за ночи двух недель надо
обойти все дома в селе или в городе. Колядовать начинают от дома главного
колядника - учителя. Хозяева воспринимают приход колядников как необходимый
и полезный. От встречи колядников зависит судьба хозяйства.
4. Если в большом селе колядники по ошибке приходили несколько раз, то
их и по несколько раз встречали. Бывало, что ходили разные ватаги, и тогда
приход дважды в один дом оказывался неизбежным.
Хозяева, не желающие встречать колядников, находились не часто. Но тут,
уж как говорится: кто празднику рад, тот до свету пьян. Бывало, что хозяин
упрямо не пускает колядников. В этом случае, после доброжелательных песен
они исполняют несколько колядок-угроз, среди которых наисильнейшей является
угроза, что они не придут в следующий раз. До конца этих колядок положение
еще поправимо. После свершалось следующее: колядники уносили ворота дома
и разбивали их в щепы. Спиливали нужник, уносили и ставили его поперек
улицы. Разрушали забор, мазали ворота навозом, укатывали телегу, выгоняли
скот, били горшки и окна, избивали собак, позорили очаг дома через трубу.
Уходя, закладывали ворота хламом. Такой ущерб в начале года дает несчастье
на весь год. Не в меньшей степени ущерб приносят и злые языки, впоследствии
многократно пересказывающие всю эту историю.
Но для действительно бедного человека был еще один выход. Колядники предлагали:
не хочешь дарить, пойдем с нами. Будем снег топить, собак дразнить, людей
смешить.
[Наверх ...]