Великодень
1. Если среди уходящего снега и холода именно верба начинает первой
отзываться на весеннее тепло, то значит она угодна сошедшим с неба
животворящим духам, и в ней первой они и оказываются. Стало быть,
веточка ожившей вербы имеет в себе силу белых богов.
Все действия, которые производит народ с котиками вербы, основаны именно
на этом представлении. Если ожившую после зимы веточку вербы совместить
с другим живым организмом, то животворящие духи перейдут в этот
организм. При этом обыкновенного прикосновения недостаточно. Во-первых,
надо стряхнуть с веточки духов, во - вторых они должны войти в организм,
а не обойти его по одежде или по огрубевшей коже стороной. Поэтому
веточкой надо именно ударить, и достаточно сильно, иной раз больно, до
слез. Ею выхлестываются немочи из тела. Человека хлещут от ступней до
живота. Потом от пальцев и ладони правой руки до сердца. Потом так же хлещут левую руку, и только
потом по спине.
Веточками вербы хлестали плодоносящее дерево в саду, скотину в хлеву,
друг друга. Этой же вербой выгоняли скот на Юрия, с вербным прутом начинали
сев и посадку овощей. При первых громах все домочадцы съедали по вербному
котику и зажигали громовую свечу. Съедали вербный котик и при болезни,
после этого читали заговор на исцеление.
Как видно, весенняя веточка вербы оказывается универсальным источником
жизни. Она сохраняет в себе эту способность и через месяцы после того,
как ветка была срезана.
Сами магические
действия с вербной веточкой предполагают единство жизни деревьев, животных
и людей. В основе жизни лежат силы, которые сначала были ниспосланы вербе.
Появление на вербе пушистых котиков случается на 15-20 апреля. Это знак
приближающегося весеннего возрождения Природы. Случается это на которое
мыслится как Великодень.
2. В бытность апрель был месяцем веснянок. В апреле сходит снег, появляются
запахи и начинают петь птицы. Запахи для древнего человека всегда означали
появление духов. И качество запаха оказывается как бы паспортом невидимого
существа.
Примерно 20-30 апреля случается разительный переворот, когда еще живо
памятен снег, но всякий раз приходится удивляться и восхищаться стремительно
наступающей Весне. Изменения в Природе столь быстры, что не удается всех
их рассмотреть и запомнить.
Этому и посвящен великий языческий праздник Великодень. Это не только
праздник перелома. Это праздник сотворения Мира, в котором мы живем ныне.
Некогда была первая эпоха жизни Мира, когда был Золотой век, вечная Весна
и вечный свет. Все бытие Мира было единым нескончаемым днем. Ночи не было,
и силы зла еще не вмешались в бытие мира. Но эта жизнь прервалась нашествием
сил тьмы, долгим холодом и долгой ночью. Тогда Род и великие боги повергли
силы разрушения и зла в подземный мир, и Земля заслонила собою им путь
обратно. День этой победы был днем нового мира, в каком мы живем сейчас.
Великий, долгий день - был первым днем бытия нового мира. По своей дате
Великодень совпадает с датой творения мира в самом начале бытия времени.
Как известно из Калевалы и других источников, Мир сотворился из яйца. Потому главным культовым предметом этого
праздника оказывается яйцо. Яйца красят. А на Севере еще и сохранилась
традиция расписывать их символами земли воздуха наполненного светом, солнечными
и звездными знаками.
Из такой росписи совершенно ясно, что это за первозданное яйцо. Оно не
имеет никакого отношения к христианским праздникам, и попало в пасхальную
традицию так же как вербное воскресение, как масленица и другие языческие
праздники. Не будем останавливаться на этом хорошо известном этнографам
факте. Христианские объяснения, что все восточноевропейские народы красят
весной яйца потому, что Мария Магдалина однажды поднесла Тиберию крашенное
яйцо - вызывают только улыбку.
Крашенные яйца ели, носили их в гости, дарили друг другу. Были разнообразные
игры с катанием яиц. Скорлупу яиц замешивали в посевное зерно. Шло впутывание
этих яиц во все детали быта, так же, как это делалось со всеми воплощенными
заклятиями.
3. У Великодня есть и свой астрономический срок - это первая неделя после
равноденствия. Этот срок вполне логичен. Солнце пересекло небесный экватор,
день стал больше ночи, и естественно его начинать с праздника начала начал.
В таком толковании Великодень совпадает по времени с масленицей. Но если
суть масленицы победить и изгнать Марену и ее духов, то суть Великодня
- это созидание Мира. Поэтому, масленица обязана ему предшествовать. После
равноденствия, Великодень естественно справлять на юге Руси, в то время,
как на севере землю еще крепко держит Марена, и праздник Великодня должен
там наступить позже. Великодень оказывается так же не привязанным к календарю
праздником, как и масленица. По древней традиции, он должен справляться
в течение восьми дней. Древняя русская легенда увязывает с этим праздником
солнцестояние, когда солнце не заходило восемь суток. Двое суток оно стояло
на востоке, где взошло, потом три дня на полудне, потом два дня на вечере,
и только потом зашло. Здесь мы расскажем о нем как о празднике одного
дня. С ним совпадает время христианского воскресения, в назначение которого
как раз в входило перекрыть этот праздник.
4.В начале Великодня, рано поутру, палят солому и кликают мертвых, чтобы шли погреться,
да помогли в грядущих весенних трудах. До восхода солнца, сразу после
пения петухов бегут к реке, желательно к месту, где в нее впадает ручей,
"пока ворон не обмакнул крыла" - пока вода не перестала быть
живою. Этой водой умываются. Ее берут, чтобы облить корову - чтоб стала
молочной и не боялась сглазу. Этой утренней водой обмывают детей, ее пьют,
в нее кладут крашенные яйца.
Если еще на реке лед, то днем он заскрипит, заноет - проснется водяной,
а с утра всегда тихо. В утреннее время девицы поют над речной водой весеннюю
песню.
После этого кликанья Весны, духов предков и поклонения чистой, не поддавшейся
Морене стихии - воде щука разбивает лед хвостом, а духи предков являются
к своим потомкам.
Это поклонение воде имеет глубокую символику. Из воды вышла Мать-Сыра-Земля,
до времени ею хранимая. Вода есть то древнее первоначало, из которого
был явлен Мир, вода была тогда и остается поныне священной, чистой стихией.
После поклонения воде, шли на гору смотреть, как восходит солнце. В этот
день солнце играет, его встречали приветствиями и высказывали свои надежды.
Днем качались на качелях. Качаться надо как можно выше. Это дает здоровье
и силу как самому человеку, так и всему живому, что окружает его в жизни.
5. На Великодень так же как и на коляды появлялись волочебники. Согласно
старым записям, парни, старики, бабы (без детей) с вечера воскресенья
ходят ватагой по домам - петь песни, загадывать загадки. Они символически
представляют духов предков, ушедших в ночь от дня Даждьбога, которому
посвящено воскресенье.
На Великодень приходился культ винопития и ритуальные опьянения. Он остался
для нас в бесконечном поминании в песнях хмеля и зелена вина. Поэтому
ходить волочебникам было много веселее, чем колядникам. Подходя к дому
пана, которым оказывался рядовой обыватель, волочебники запевали песнь:
Да на первый день святых Великодней, да винож, вино зелено! Собиралися
красны молодцы, красны молодцы - волочебники. А шли они гуляючи, славного
села пытаючи. А в том селе спрашивали славного пана (имя).
И далее волочебники пели про то, как придет к нему бог Ярыла, что рожь
породит и как он, пан, потом будет видеть свое поле со спелой рожью, и
как он соберет хороший урожай, и как получит все блага в своей деревенской
жизни. За эти обещания волочебники просили:
…Да уж гости давно поют. Славному пану весть подают. А мы гости недокучные.
Год от года только раз бываем. Вашего здоровья поспрашаем. Во у тот же
день у Великодень. Ой, чем нас дарить будешь? То ли золотом, то ли серебром,
то ли словами хорошими? Наши дары невеликие. Невеликие, да и не малые:
начальнику - червонец золотой. Подхватничку - пол золотого. А свистному
- хоть немного, коня вороного - кули возить. Нашей скрипице - мерка жита.
Наш мехоноша - кошель носит, сала просит, полсолонины с самой середины.
А на нашу братию - по капе яиц. По капе негде взяти - по десяточку можно
дати. А мужикова горькая доля - кварта горелки! Кварта горелки - сыр на
тарелке, пирог мягкий на зкуску… И далее: а что не выпьется, то мы допоможем.
Как пан упьется, так спать положим. Как проспится, протрезвится - пойдет
с нами, развеселится.
Этот запрос волочебников, конечно, с лихвой, но вдруг и в самом деле угостят
пирогом с горелкой?
После Великодня, в течение семи ночей волочебники должны обойти все дома.
Их встречают как гостей и предвестников судьбы хозяйства, но "пан"
к ним не выходит, и в дом их не впускают - одаривают через окно, по малому
- жаворонками из теста.
Приход и угощение доставляют радость предкам, они остаются довольны хорошим
приемом. На Радуницу происходит прощание с ними.
Таким образом, если на коляды ждут великих богов, которые совершают Весну,
то на волочебники ждут предков, чтобы они дали в этой, уже явленной в
масленицу Весне, удачу.
К этому времени относится и ритуальное поведение, когда молодые ребята
должны выглядеть пьяными и соответственно вести себя: покачиваться, вовсю,
улыбаться девкам, петь песни и задираться, даже если выпить было не на
что.
[Наверх ...]