Воплощенные заклятия
1. К воплощенным заклятиям относится вся народная символика, что дается
на фасаде дома, на одежде, предметах быта. Их магия не зависит от времени
года и текущих событий. Наряду с такими постоянными оберегами, есть заклятия,
воплощенные в ритуальные предметы, связанные с циклом календарных обрядов.
Это: первый сноп, зерно с первого обмолота, козульки, ритуальный пирог,
головешка купальского костра, весенняя ветка вербы, громовая свеча, крашенные
яйца Великодня, брус резного календаря и другие. Мы еще встретимся с этими
предметами, описывая наши праздники.
Есть аналогичные магические предметы, созданные во время общего труда
деревни, например, т.н. богач - ковш с зерном из первых снопов всей деревни,
или пиво, сваренное из зерна, собранного от каждого дома.
Эти ритуальные предметы использовались так же в обрядах. В основном они были оберегами, предметами магической
защиты, срок действия которых ограничен годом. Есть такие предметы и в
наше время. Все они консервируют и несут в себе животворящую силу богов,
которая появляется и разворачивается на Земле лишь в определенное время
года.
2. Вместе с этим, ритуальные предметы должны быть своими, они должны знать
своих хозяев, на которых должно распространять благодатную силу. Для этого
они подомлялись. Например, игры с крашеными яйцами Великодня не просто
игры, а еще и впутываение этих яиц во все эпизоды и ситуации жизни. Так
же либо через игровые действия, либо иным способом люди знакомят созданный
магический предмет со всеми деталями своего быта. С громовой свечей, с
вербой, с углем купальского костра это делалось повсеместно.
Ритуальные предметы передают свою охранную и дающую жизнь силу во все
частности жизни посредством их "впутывания" в жизнь. Чтобы ритуальный
предмет начал помогать, его в должное время надо ознакомить с тем миром,
где потребуется его помощь. Это общий принцип, который носит универсальный
характер.
3. Для ритуальных целей, особенно в осенне-зимний период, требуется особое
помещение. В нем же должен храниться первый сноп, ковш с зерном последнего
урожая, травы, утварь, что-то из одежды, ритуальные и священные предметы
общины.
Мы полагаем, что проблема хранения ритуальных предметов и общественных
оберегов появилась с введением христианства. Сейчас их принято хранить
в красном углу. Специальные постройки, в которых они хранились ранее,
должны были иметь смысл дома предка - родоначальника деревни или племени.
Того, кто начал время - начал установившийся образ жизни. Очевидно, в
этих домах должны были храниться и посохи предков, с вырезанными на них
личинами. Так мы естественным образом приходим к идее нашего языческого
храма - дома, в котором оказываются идолы и воплощенные заклятия. Очевидно,
древнейшие и самые почитаемые дома предков должны были находиться на прародине
славян. В местах поздней миграции дома предков должны были рассматриваться
как не главные. Главенство должно было переходить к ним лишь с забвением
древнейших святынь.
[Наверх ...]