Праздники в наше время
Многие
церковные праздники отмечают ныне как верующие, так и неверующие люди. Как
для первых, так и для вторых, праздники эти представляются только лишь
христианскими, ибо в народном сознании они четко ассоциируются именно с
распространенной сегодня конфессией. На самом же деле, большинство
современных религиозных праздников, подчас с точным совпадением дат,
проистекают из более древних языческих празднеств.
В далекие времена, еще задолго до появления христианства, у всех народов
Земли праздники были напрямую связаны с циклами природы: летнее и зимнее
солнцестояние, весеннее и осеннее равноденствие, встреча и проводы времен
года, сев, сбор урожая, итп. Лишь позже, чтобы укрепить в народном сознании
переход к христианскому пониманию праздников, церковь использовала уже давно
полюбившиеся людям языческие праздники, но вкладывала в них новое
содержание.
Вкратце напомним, что православное летосчисление ведется по юлианскому
календарю, и потому отстает от нынешнего григорианского на 13 дней. В 354
году христианская церковь официально установила празднование рождества
Христова на зимнее солнцестояние. В этот день в Риме широко отмечалось
рождение солнечного бога Митры, в Греции - бога Диониса, в Египте - Осириса,
в Аравии - Дусара. На Руси этот праздник называли "зимний коловорот" или
"день рождения солнца", так как именно с этого момента солнце начинает
"расти": день становится длиннее, а ночь короче. Тем самым, в понимании
церкви, рождество Христово символически должно было олицетворять рождение
солнца, которое несет жизнь Земле.
Показательно, что в христианской теологии Христа именовали как "солнце Мира"
и "солнце Правды". А в 15 веке в Европе даже была попытка переименовать все
известные небесные светила библейскими именами: планеты, носящие названия
римских языческих богов, предлагали назвать в честь христианских святых
апостолов, Луну - Иоанном Крестителем, Землю - девой Марией, а собственно
солнце предлагали назвать Иисусом Христом. Однако, в этом историческом
курьезе явно заметен мистический символизм: Земля - это мать, а сам бог -
как солнце, дарящее жизнь.
Сразу после зимнего солнцестояния у римлян идут "календы". В это же время на
Руси древние славяне отмечали свой зимний многодневный праздник - Святки. В
Белоруссии и на Украине до сих пор святочную неделю называют "Коляда". В эти
дни идут пиршества, увеселения, гадания, хождение ряженых, колядование.
Аналогичное римским "календам" русское название "колядки" происходят из
общего санскритского корня, где "кол" означает солнце или круг. Известно,
что "круглое" имеет в русском языке корень "кол": колесо, кольцо, колобок,
колодец, колокол, коловорот (солнцеворот). Например, у индийцев (по нынешний
день) "Koleda" почитается за божество празднеств и так же называются
некоторые обряды, а слово "koledovat" на языке хинди означает хождение детей
по разным домам с песнями и плясками (!). Наконец, от этого же слова
произошло в дальнейшем и "колдовство".
Далее шел праздник проводов зимы - Масленица (правда, ныне дата Масленицы
"кочует", так как сразу после нее начинается великий 40-дневный пост: здесь
уже есть некая привязка к христианскому календарю). Это торжество длилось
целую неделю. На Масленицу пекли блины, катали зажженные калеса, жгли костры
- все это символизировало весеннее солнце (Ярило), набирающее силу. На
Масленицу молодожены каталиcь по селу в расписных санях, целовались на
глазах у всех - по повериям древних славянян, их молодая и горячая любовь
должна была наполнить жизненной силой всю природу. Ту же магическую цель
преследует и весь масленичный ритуал - обильные пиры, веселые игры, катание
с гор. В последний день праздника устраивают проводы Масленицы - соломенной
куклы в женском костюме, символизирующую Мару-Марену, богиню зимы и стужи,
которою сначала величали, потом разрывали и разбрасывали по полям, чтобы
урожай был богатым: это символично тому, как происходит в природе - из
мертвой смерти (зимы) и живородится жизнь (весна).
В 325 году, на первом вселенском соборе, был установлен порядок празднования
пасхи. Воскресение Христово в природном символизме означает вечно
возрождающуюся жизнь: когда после долгой зимы появляется первая зелень. Из
истории известно, что умирающие и воскресающие боги были у древних греков,
египтян и финикийцев - и все они так же воскресали, многие именно весной.
Например, в соответствующий праздник египтяне встречали друг друга словами:
"Осирис воскрес!". Отсюда и было заимствовано первыми христианами это
известное приветствие. Так же именно из древних языческих поверий вошла в
пасхальные обычаи традиция красить яйца. В культуре множества народов яйцо
символизировало тайну рождения жизни.
В близкий к Воскресению Христову день существует сохранившийся с языческих
времен день поминовения предков, ранее называвшийся Родоница (от слова
"Род"), когда люди идут к могилам своих умерших родственников - помянуть их
души. Надо заметить, что пасха является "кочующей" датой, и все остальные
праздники, каким-либо образом связанные с ней, так же "кочуют" по календарю.
Христианская церковь на 40-й день после пасхи празднует Вознесение Господне.
Древние народы после окончания весенних полевых работ отмечали дни божеств,
знаменующих переход весны в лето: так, у финикийцев возносился на небо бог
Адонис, у греков удостоился чести вознестись к богам Геракл, совершивший
множество подвигов. Славяне почитали Ярилин день, в который с благодарностью
провожали весну (ярило - весеннее солнце).
Праздник летнего солнцестояния 22 июня (летний коловорот) так же широко
праздновался многими народами Земли. На Руси это - Купало (так
славяне-язычники называли летнее солнце). Этот день в языческие времена
главным летним праздником: жгли костры, устраивали игрища, водили хороводы,
пели песни, освящали браки. Древние славяне верили, что в ночь на Купалу
деревья и животные разговаривают, травы наполняются особой живительной силой
(что подтверждается соврменными наунчыми исследованиями), поэтому знахари
торопились их собрать. Также считалось, что в самую короткую ночь в году
совершается великое чудо - огненным цветом расцветает папоротник, и если
человек сумеет сорвать этот "Жар-цвет", то найдет клад. Как и в другие
праздники, посвященные солнцу, на Купалу катали горящие колеса. В этот день
древние славяне язычники избавлялись и от всякой скверны: жгли сорочки
больных, чтобы уничтожить болезнь, умывались росой, чтобы хворь не
приставала, разжигали костры и прыгали через них, дабы священный огонь
очистил человека от всякой порчи.
Чтобы внести в этот популярный у народа праздник новый христианский смысл,
церковь наложила на эту дату рождество святого Иоанна-крестителя. Таким
образом в период двоеверия на Руси и родилось ныне всем известное название
этого праздника - "Иван Купала".
В середине лета (вблизи 20 июля), в период обильных дождей и громов, народы
Европы отмечали праздники в честь своих богов громовержцев: Зевс - у греков,
Тор - у скандинавов, Перун - у славян. Сейчас это праздник Ильи-пророка,
которого часто называют Илья-громовник: вспомним, что у него тоже суровый
нрав, он так же, как и древние боги, сотрясает небеса и мечет молнии.
Далее - в начале осени - следуют два христианских праздника, связанных с
девой Марией: рождество пресвятой Богородицы и Покров день (21 сент. и 14
окт. соответственно). Между этими "женскими праздниками" находится осеннее
равноденствие. И вновь здесь присутствует природный символизм: после того,
как сбор урожая заканчивался, древние земледельцы благодарили
"матушку-Землю" за предоставленные блага. В этот день особым почитанием
пользовались женщины-богини, впоследствии так же рождавшие божественных
сыновей: в Египте всеобщее поклонение имела богиня-мать Исида, у греков -
Гея, у финикийцев - Астарта, у вавилонян - Иштар, на Руси чествовались "Мать
Сыра Земля" и легендарная прародительница славян богиня Лада.
И далее еще одно событие (на которое не наложился никакой христианский
праздник) - "Деды" (ударение на последнюю букву), отмечается 31 октября.
Этот оставшийся с языческих времен "день поминовения предков" особенно
почитаем в Белоруссии и на Украине. Так же, как и полгода назад (на Родоницу),
люди идут к могилам родных, чтобы почтить их памятью.
Потом приходит зима, для того чтобы согреть землю под снежным покровом, а за
ней вновь вернувшаяся Весна будит спящую природу. Так вновь повторяется
вечный круговорот. "Да расцветет повсюду жизнь! ", - как говорили наши
предки.
[Наверх
...]
[Вернуться к списку...]