Вышивка -это очень
важный элемент одежды. Он был необходим на рубахе, так как защищал человека от
посягательства навьих духов. Вышивкой окружались все отверстия в рубахе.
Особенно важной была вышивка по вороту, так как через ворот был кратчайший путь
к душе человека. На женской рубахе не менее важным был подол. При отсутствии на
нём обережной вышивки злой дух мог лишить женщину плодовитости, или испортить
нерождённого ещё ребёнка. Мир в целом представлялся нашим предкам наподобие
древа с тремя ветвями. Правая и левая ветви это мир Яви (мир явный, явленный, в
котором мы живём), и мир Нави ( мир духов, куда попадают души после смерти).
Между ними находится Правь, мировой закон, не допускающий проникновения из мира
в мир. А ещё Правь – это обиталище богов. Теперь становиться понятным, зачем
вышивка. Она символизирует Правь, ту границу, которую не могут переступить силы
нави. Соответственно, вышивка несёт в себе символы богов, силы и благополучия. И
обычно вышивка это не отдельно взятый символ, а некая комбинация каждая из
которых имеет своё значение. Вообще предки наши были довольно практичными
людьми. Красивого, но бессмысленного использования символики в предметах
повседневного обихода найти невозможно: взять хотя бы ту же прялку - вся сплошь
украшена солярными символами (а ведь пряли-то зимой когда солнца мало) вот и
полотно выходило солнышком подпитанное оберегающее, или изображение на балках
изб солнечных и громовых знаков опять же оберегающих дом от зла и молнии, гребни
для волос, кухонная утварь, мебель (которая кстати встраивалась и рубилась
одновременно с избой), детские люльки перечислять можно до бесконечности, все
носило на себе значимую символику. Но вернёмся опять к вышивке. Вышивкой
украшались полотенца, свадебные подзоры, скатерти, занавесы, праздничные рубахи,
белые холщовые сарафаны, лёгкая верхняя одежда, головные уборы и платки. Она
выполнялась в основном нитками красного цвета, ему придавалось особое значение.
Оттенки его разнообразны: алый, смородиновый, маковый, брусничный, вишнёвый,
кирпичный... Не следует на какой-то одной вещи вышивать несколько различных по
назначению обережных узоров, лучше для каждого из них выбрать отдельную вещь -
иначе результатом такой вышивки получится некая энергетическая сумятица. Это
относится и к материалу, из которого сделаны нитки, - не надо в одном узоре
использовать несколько видов материала. Кроме того, знайте: обережную вышивку
принято делать гладкой, без узелков - узлы обрывают энергетическую связь вышивки
с ее носителем, затрудняют плавное течение энергий. Основными охранительными
символами для девочки были: Богини-покровительницы судьбы, символ рода,
древесные орнаменты, символ покровителя дня её рождения, символы земли (опять
же, отличающиеся от женских символов земли) и женских ремёсел. Мальчики (как и
девочки) до двенадцати лет носили рубахи без поясов. Основными символами,
охраняющими мальчиков, считались: символы огня, солнечные символы, изображения
тотемных животных, разумеется, также символ рода-покровителя и духа-покровителя
дня рождения, колокольчики-бубенчики и символы мужских ремёсел. Когда дети
вырастали в вышивке появлялись изображения Богов, необходимые уже не столько для
оберегания, сколько для покровительства, у молодых девушек – символы плодородия,
у молодых юношей – воинские.
Традиционная символика в вышивке:
Волнистая линия – знак Воды. Дождь изображается вертикальными линиями, реки,
подземные воды – горизонтальными, «хляби небесные» - горизонтальными.
Громовник (шестиконечный крест в круге или шестиграннике). Знак Грома (и
Перуна). Использовался как оберег от молнии; также является воинским оберегом.
Квадрат (или ромб), поделённый крестом на четыре части – (вспаханное поле). Если
внутри есть точки – засеянное поле. Это – знаки Земли и плодородия.
Колокрес (крест в круге). Знак Солнца. преграда и отвращение зла, знак
закрытости.
Крада («решётка») – знак Огня. Крада – жертвенный или погребальный костёр.
Крес (равносторонний крест: прямой или косой) – знак Огня (и Бога Огня - Агуни).
Ярга (свастика). Иначе – коловорот. Вариантов начертания существует огромное
количество. Ярга – знак Солнца (и, соответственно, Богов Солнца: Хорса,
Даждьбога и др). По направленности вращения (посолонь\ противосолонь) различают
знак светлого Солнца (солнца Яви) и знак тёмного Солнца (солнца Нави). Солнце
Яви – благотворная, созидательная Сила; Солнце Нави – разрушительная Сила.
Дерево - символ взаимосвязи всего в мире.
Женщина с поднятыми ладонями: Макошь
С опущенными: Лада.
Чаще всего они изображены с оленями по бокам. Богини эти отождествлялись с двумя
северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой. Как известно, на Руси эти
созвездия раньше звались Лосиными.
Бык – знак Велеса.
Волк – знак Ярилы.
Ворон - знак мудрости и смерти, Велеса.
Дерево – знак жизни и плодородия; или – Мироздания (Мировое Древо).
Змей – знак Земли, мудрости, Велеса. Связан с Нижним Миром.
Конь – знак Солнца, Солнечных Богов.
Лебедь – знак Мары, смерти, зимы.
Медведь – знак Велеса.
Олениха (важенка) или лосиха – знак Богинь Плодородия (Рожаниц).
Орёл – знак Грома, Перуна.
Петух – знак Огня, Агуни.
Сокол – знак Огня, Агуни. Есть мнение, что «трезуб» (герб Рюриковичей и
современной Украины) – стилизованное изображение сокола в полёте.
Кукушка – знак жизни, Живы.
Козёл – знак плодородия, плодовитости.
Свинья – знак плодородия, изобилия.
ЦВЕТА
1) Белый. Связан с идеей Света, чистоты и священности (Белый Свет, Белый Царь –
над царями царь и т.п.); в то же время – цвет Смерти, траура.
2) Красный – Огонь, (и Солнце – как небесный Огонь), кровь (жизненная Сила).
3) Зелёный – Растительность, Жизнь.
4) Чёрный – Земля.
5) Золотой – Солнце.
6) Синий – Небо, Воды.
7) Фиолетовый редко встречается в русской вышивке.
Вот некоторые образцы вышивки: